МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление природопользованием

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Антюфеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление природопользованием

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - овладение знаниями в сфере управления природопользованием, позволяющим студентам на профессиональном уровне решать задачи, связанные с рациональным использованием природных ресурсов, сохранением благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-17 способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- классификацию природных ресурсов;
- виды природопользования;
- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал территории;
- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- базовые понятия и содержательную характеристику глобальных и региональных геоэкологических проблем
теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития в объеме, необходимом для анализа глобальных проблем природопользования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- применять принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей сре-ды;
- развернуто анализировать глобальные и региональные геоэкологические проблемы;
- применять знания в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития для анализа глобальных проблем природопользования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами применения нормативных правовых актов для целей управления приро-допользованием;
- методом анализа для целей использования информации органов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- комплексом подходов и методов к анализу глобальных и региональных геоэкологических проблем;
- навыками анализа глобальных проблем природопользования с использованием знаний в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого разви-тия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление природопользованием: основные понятия
1.1. Управление природопользованием: основные понятия Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Управление природопользованием: основные понятия Практические 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Управление природопользованием: основные понятия Сам. работа 4 6 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Правовые основы управления природопользованием
2.1. Правовые основы управления природопользованием Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Правовые основы управления природопользованием Практические 4 4 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Правовые основы управления природопользованием Сам. работа 4 6 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Международные аспекты управления природопользованием
3.1. Международные аспекты управления природопользованием Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Международные аспекты управления природопользованием Практические 4 4 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Международные аспекты управления природопользованием Сам. работа 4 10 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Управление недропользованием
4.1. Управление недропользованием Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Управление недропользованием Практические 4 4 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Управление недропользованием Сам. работа 4 8 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Управление земельными ресурсами
5.1. Управление земельными ресурсами Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Управление земельными ресурсами Практические 4 4 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Управление земельными ресурсами Сам. работа 4 8 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Управление водными ресурсами
6.1. Управление водными ресурсами Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Управление водными ресурсами Практические 4 4 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Управление водными ресурсами Сам. работа 4 8 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Управление лесопользованием
7.1. Управление лесопользованием Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Управление лесопользованием Практические 4 4 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Управление лесопользованием Сам. работа 4 8 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Управление ресурсами животного мира
8.1. Управление ресурсами животного мира Практические 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Управление ресурсами животного мира Сам. работа 4 6 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Управление природно-ресурсным потенциалом региона
9.1. Управление природно-ресурсным потенциалом региона Практические 4 4 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Управление природно-ресурсным потенциалом региона Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-17, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Управление природопользованием: основные понятия
Правовые основы управления природопользованием
Международные аспекты управления природопользованием
Управление недропользованием
Управление земельными ресурсами
Управление водными ресурсами
Управление лесопользованием
Управление ресурсами животного мира
Управление природно-ресурсным потенциалом региона


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Управление природопользованием: основные понятия
Правовые основы управления природопользованием
Международные аспекты управления природопользованием
Управление недропользованием
Управление земельными ресурсами
Управление водными ресурсами
Управление лесопользованием
Управление ресурсами животного мира
Управление природно-ресурсным потенциалом региона
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Л. Новоселов, И. Ю. Новоселова, И. М. Потравный, Е. С. Мелехин. Экономика и управление природопользованием. Ресурсосбережение.: учебник и практикум для бакалавриата Юрайт, 2017 urait.ru
Л1.2 Лютягина Е.А., Волков А.М. - под общ. ред. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО для бакалавров М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Лютягина Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Управление природопользованием» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.