Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 | 40 | 40 |
Сам. работа | 76 | 76 | 49 | 49 | 125 | 125 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | ЦЕЛЬ: формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) в профессиональной деятельности ЗАДАЧИ: - ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников; - изучение круга ВИД,их особенностей и значения; - раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
ПК-3 | способностью использовать базовые знания в области источниковедения, историографии и методов исторического исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Разновидности ВИД, их особенности и значение; особенности различных групп исторических источников |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Характеризовать особенности различных ВИД и источников |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения знаний ВИД при решении профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности | ||||||
1.1. | Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Историческая хронология | ||||||
2.1. | Понятие хронологии, методы и источники. Календари Древности и Средневековья | Лекции | 3 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Развитие русской системы летосчисления | Практические | 3 | 6 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Развитие русской системы летосчисления | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Генеалогия | ||||||
3.1. | Понятие генеалогии, методы и источники. Генеалогия правящих династий в России | Лекции | 3 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Генеалогия правящих династий в России | Практические | 3 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Генеалогия правящих династий в России | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Нумизматика | ||||||
4.1. | Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Основные разделы нумизматики.Виды источников | Практические | 3 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи | Практические | 3 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Геральдика | ||||||
5.1. | Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России | Лекции | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Геральдические источники XVIII в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Геральдические источники XIX-XX вв. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Российская геральдика | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Сфрагистика | ||||||
6.1. | Основные понятия, методы и источники сфрагистики | Лекции | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Основные понятия, методы и источники | Практические | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Российская сфрагистика | Сам. работа | 4 | 11 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Фалеристика | ||||||
7.1. | Основные понятия, методы и источники фалеристики | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Развитие русской фалеристики | Практические | 4 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Развитие русской фалеристики | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Эпиграфика | ||||||
8.1. | Эпиграфика как ВИД. Особенности источников. Изучение древних надписей. Древнерусская эпиграфика | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Эпиграфические исторические источники | Практические | 4 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Эпиграфические исторические источники | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности. Понятие хронологии, методы и источники. Календари Древности. Календари Средневековья. Развитие русской системы летосчисления. Понятие генеалогии, методы и источники. Генеалогия правящих династий в России. Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики. Геральдика в России. Геральдические источники XVIII в. Геральдика в России. Геральдические источники XIX-XX вв. Основные понятия, методы и источники сфрагистики. Российская сфрагистика. Основные понятия, методы и источники фалеристики. Развитие русской фалеристики. Эпиграфика как ВИД. Особенности источников. Эпиграфика. Изучение древних надписей. Древнерусская эпиграфика |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Историческая хронология 1. Охарактеризуйте специфику календаря и летосчисления Древнего Египта. 2. Назовите особенности солнечного календаря Омара Хайяма. 3. Переведите следующие даты, указанные по юлианскому календарю, в даты григорианского календаря: 7 декабря 1601 г., 13 февраля 1768 г., 10 июля 1825 г. 4. Назовите даты начала эр: эра Скалигера, эра Набонассара, эра Диоклетиана, эра хиджра, эра Французской революции, Константинопольская эра. 5. Охарактеризуйте структуру древнерусского пасхального года. 6. Подготовьте сообщение о внедрении юлианского календаря на Руси. Генеалогия На примере генеалогического древа Романовых эпохи дворцовых переворотов охарактеризуйте сложившиеся родственные связи и проследите династические связи Романовых с другими монаршими домами. Нумизматика Описание и определение монет на основе иллюстраций. 1. Используя иллюстрации, дайте описание отдельных монет: основные и вспомогательные изображения, надписи, особенности монетного кружка; 2. Используя иллюстрации определите аверс и реверс монеты. 3. На основе имеющихся иллюстраций определите принадлежность монет к той или иной культурно-исторической группе. Геральдика Подготовьте эссе об исторической практике создания государственных гербов. Размер эссе 4-5 страниц. Используйте сведения о европейских странах и России. Подготовьте словарь основных геральдических терминов. Сфрагистика Подготовьте доклад-презентацию об истории становления Государственной печати в России. Объем 10-12 слайдов. Время выступления 10 минут. На последнем слайде укажите использованную литературу и электронные ресурсы. Фалеристика Эпиграфика Составьте классификацию исторических эпиграфических источников. Для каждой выделенной категории приведите конкретные примеры. Подготовьте сообщение об истории и значении расшифровки клинописи. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин | Вспомогательные исторические дисциплины : учебное пособие для вузов | Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429883 (30.01.2018). |
Л1.2 | С. В. Цыб, Н. П. Иванова | Историческая хронология: учеб.-метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Леонтьева Г.А. | Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник | ВЛАДОС, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Elibrary.ru | elibrary.ru | ||
Э2 | Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины | gf.nsu.ru | ||
Э3 | Вспомогательные исторические дисциплины | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое. Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников. При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры. При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами. В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды. В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов. В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России. В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. |