МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Функциональное зонирование территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Швецова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Функциональное зонирование территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 29.05.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Останин О.В., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 29.05.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Останин О.В., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение природно-экономических и нормативно-правовых основ зонирования территорий с целью обеспечение ее рационального использования и безопасного функционирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации при проведении научных и прикладных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные основы и методы научно-исследовательской деятельности, современные проблемы территориального планирования, мето-дологические осно-вы и опыт территориального планирования в России и за рубежом, основы эко-лого-экономической оптимизации территории, ос-новы социально-экономического развития терри-тории, основы географической экспертизы терри-тории;
- принципы, подходы и критерии выделения физи-ко-географических стран;
- особенности схем физико-географического райо-нирования материков и океанов;
- закономерности и факторы пространственной дифференциации природы на различных матери-ках;
- особенности взаимодействия человека и природы в пределах каждого региона; региональные аспек-ты основных экологических проблем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные подходы к выполне-нию научно-исследовательской деятельности, раз-рабатывать рекомендации по территориальному планированию, провести социально-экономическую и комплексную природно-экологическую оценку территории, разрабатывать план по экологическому аудиту, составлять про-грамму экономического развития территории, ра-ботать с нормативно-правовыми актами;
- отбирать и анализировать информацию о круп-ных физико-географических странах материков и океанов;
- анализировать отраслевые карты для выявления особенностей природных регионов;
- выявлять взаимосвязи между компонентами при-роды для изучаемого региона;
- владеть методикой составления и изложения комплексных характеристик изучаемых природ-ных объектов; оценивать влияние специфических черт природы регионов на жизнь и деятельность людей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными методами и технологиями в ис-следовательской деятельности, опытом разработки рекомендаций для обеспечения устойчивого разви-тия территорий, нормативно-правовыми основами территориального планирования в России, навы-ками разработки мероприятий по экологическому управлению производственными процессами, зна-ниями по управлению экономическим и простран-ственным развитием территории, знаниями функ-ционального зонирования для проведения геогра-фической экспертизы нормативно-правовых актов;
- навыками работы с общегеографическими и от-раслевыми картами различного масштаба;
- составления и анализа таблиц, диаграмм, графи-ков, климатограмм, комплексных профилей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Функциональное зонирование территории: понятийный аппарат и нормативно-правовая база.
1.1. Градостроительная политика на современном этапе. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Функциональное зонирование в территориальном планировании. Городские функции и функциональное зонирование территории. Соотношение понятий функциональное зонирование и градостроительного зонирования. История функционального зонирования территорий поселений. Практические 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Функциональное зонирование территории: понятийный аппарат и нормативно-правовая база. Сам. работа 2 24 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Виды зонирования и типы зон.
2.1. Виды зонирования, выполняемые в городах: экологическое, экономическое, кадастровое, градостроительное, функциональное, строительное, ландшафтное. Основные типы зон в функциональном зонировании территории Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Виды зонирования, выполняемые в городах: экологическое зонирования, экономическое зонирования, кадастровое зонирования, градостроительное зонирования, функциональное зонирования, строительное зонирования, ландшафтное зонирования. Практические 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Виды зонирования и типы зон Сам. работа 2 24 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Принципы и технология градостроительного зонирования. Схема функционального зонирования
3.1. Концепция функционального зонирования городской территории. Правила землепользования и застройки. Градостроительные регламенты. Сущность, виды. Разработка схем зонирования. Основные положения. Организация разработки, основные этапы, исходные данные для разработки схем зонирования. Состав схем зонирования. Требования к оформлению документации при ее представлении на бумажных носителях. Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Специфика различных функциональных зон города: Особенности выделения общественно-деловых зон, функциональная специфика и особенности пространственного размещения в городе. Особенности выделения жилых зон, функциональная специфика и особенности пространственного размещения в городе. Особенности выделения производственно-промышленных и транспортных зон, функциональная специфика и особенности пространственного размещения в городе. Особенности выделения зон специального значения, функциональная специфика и особенности пространственного размещения в городе. Особенности выделения природно-рекреационных зон, функциональная специфика и особенности пространственного размещения в городе. Особенности выделения природно-рекреационных зон, функциональная специфика и особенности пространственного размещения в городе. Особенности выделения зон сельскохозяйственного назначения, функциональная специфика и особенности пространственного размещения в городе. Практические 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Принципы и технология градостроительного зонирования. Схема функционального зонирования Сам. работа 2 24 ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Груздев Территориальное планирование: Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории : учебное пособие Н. Новгород : ННГАСУ, 2014 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427590
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.В. Зандер, Е.В. Лобкова, Т.А. Смирнова Региональное управление и территориальное планирование: учебное пособие Красноярск: СФУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека строительных документов (СНиПы) vsesnip.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
2. Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
3. MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1.Рекомендации по планированию и организации изучения дисциплины, использованию материалов РПД, работе с литературой

Изучение дисциплины требует четкого распределения времени в течение семестра.
Для освоения студентом изучаемой дисциплины необходимо выполнение аудиторной нагрузки в полном объеме и самостоятельной работы. Аудиторная нагрузка базируется на лекционных и практических (семинарских) занятиях, посещение которых необходимо. На лекционных занятиях следует внимательно слушать и конспектировать материал. Практические занятия направлены на формирование профессиональных навыков, поэтому их посещение обязательно для студентов (пропуски практических занятий следует отрабатывать путем выполнения дополнительных заданий по теме занятия). Семинарские занятия направлены на обобщения и закрепление материала, формирования мировоззрения студента в той или иной области знаний в ходе подготовки докладов, участия в общей дискуссии после выступления (посещение семинарских занятий, также как и практических, строго обязательно). Самостоятельная работа студента (СРС) является неотъемлемым атрибутом изучения дисциплины и ведется на протяжении периода обучения в рамках предмета. Самостоятельная работа может быть основана на работе с лекционными конспектами, основной, дополнительной литературой и материалами сети Интернет.
Для проведения части лекционных и семинарских занятий требуется мультимедиа проектор. Проведение семинарских занятий предусмотрено в кабинете экономической географии. Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.

8.2.Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»)

На первом этапе изучения дисциплины студенту необходимо внимательно изучить РПД познакомиться со структурой, целью, задачами курса. РПД призван помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить.
Посещение лекций по предмету перемежается с работой на практических и семинарских занятиях, основное назначение которых заключается в закреплении материала и профессиональных навыков пространственно-временного анализа социально-экономической информации. Лекции нацелены на освоение материала на теоретическом уровне, практические занятия обеспечивают прикладной характер обучения. Вопросы по темам изучаемого предмета, которые возникают у студента, он должен обращать к преподавателю в конце лекции, на практическом, семинарском занятии. Закреплению материала и освоению новой информации способствует самостоятельная работа студентов, которая должна осуществляться на протяжении всего времени изучения дисциплины, поэтому СРС необходимо уделять большое внимание.
По окончанию изучения дисциплины студент должен пройти процедуру итоговой аттестации (зачет или экзамен), которая позволит оценить степень освоения материала предмета студентом.

8.3. Рекомендации по использованию материалов рабочей программы дисциплины
При обращении к данной РПД особое внимание необходимо обратить на то, что дисциплина «Функциональное зонирование территории» тесно связана с другими курсами программы, поэтому возможно дублирование некоторых изучаемых вопросов, источников и литературы.
РПД призвана помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить.
Первый этап работы с РПД заключается в знакомстве студента с его структуру, целью и задачами изучаемого предмета. В разделе, посвященном методическим рекомендациям по изучению дисциплины, приводятся советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины, рекомендации по работе с литературой, советы по подготовке к зачету и разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и над домашними заданиями. Студент внимательно читает и осмысливает тот раздел, задания которого ему необходимо выполнить. Выполнение всех заданий, определяемых содержанием курса, предполагает работу с дополнительными источниками: монографиями, статьями периодических изданий и Интернет-ресурсов. Прежде чем осуществить этот шаг, студенту следует обратиться к основной учебной литературе, ознакомление с материалом которой позволит ему сформировать общее представление о существе интересующего вопроса.

8.4. Методические указания по подготовке семинарских / практических занятий

Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме, таким образом, приобретения навыки выступления с научным сообщением.
Вторая половина семинарского занятия отводится для дискуссии. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.

8.5. Рекомендации по работе с литературой

Для облегчения понимания теоретического материала курса дополнительно к прослушиванию лекций необходимо изучать книги по предмету. Полезно использовать несколько учебников и статьи периодической литературы.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.
Получение дополнительной тематической информации по предмету для студента необходимо иметь навык поиска необходимых учебных материалов в сети Интернет (рекомендовано использование официальных сайтов комитета статистики РФ, научных библиотек книжных и периодических изданий).

8.6. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными:учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

8.7. Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Использование ГИС-технологий для изучения пространственного распределения социально-экономических процессов и явлений для географов является необходимой составной частью образовательного процесса. ГИС обеспечивают работу с базой данных определенных территорий, позволяют обрабатывать информацию и получать результат в виде карт.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов в виде графического или картографического материалов и их презентация. Подготовка презентаций (например, в программе MS Office Power Point) дополнительно к сообщению повышают уровень выступления с докладом на семинарском занятии.

8.8. Рекомендации по самостоятельной работе студента

Согласно учебному плану на самостоятельную работу студентов отводится 3/4 общей трудоемкости данной дисциплины. Самостоятельная работа студентов подразделяется а обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для проведения части лекционных и семинарских занятий требуется мультимедиа проектор. Проведение семинарских занятий предусмотрено в кабинете экономичесокй географии. Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.