МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная физиология и психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2019 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 6 12 6
Практические 10 4 10 4
Сам. работа 50 62 50 62
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Д.б.н. , профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
Д.б.н. , профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная физиология и психология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание принципов биоэтики, прав человека, экологического права; научить использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
Задачи: понимать отношения человека и представителей мира природы как субъект-субъектных, оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о принципах биоэтики, правах человека, основах авторского права, экологического права, последствиях несоблюдения принципов биоэтики для самого человека и окружающей среды, об основах законодательства РФ, международных соглашениях, нормах и правилах в области охраны природы и здоровья человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.применить на практике принципы биоэтики, основы авторского права и экологического права, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, организовать на научной основе свой труд, распорядительные документы, методические и нормативные материалы в области биологических работ, организовать свой труд в соответствии с законодательной базой в области биологических работ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации мероприятий, направленных на устранение последствий разрушающего природу поведения человека, сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере профессиональной деятельности, применения на практике конкретных меры защиты человека, животных и окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биоэтика как наука и мировоззрение
1.1. Биоэтика как наука. Лекции 7 1 Л2.3, Л2.2
1.2. Биоэтика как наука и мировоззрение Практические 7 0
Раздел 2. ЭТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЧЕЛОВЕКЕ И НА ЖИВОТНЫХ
2.1. История биомедицинских экспериментов на человеке и животных. Лекции 7 1 Л2.3
2.2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЭТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Практические 7 2 Л2.3
2.3. Этические комитеты: история создания, основные направления и проблемы деятельности Сам. работа 7 6 Л2.3, Л2.2
Раздел 3. ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока, европейского Возрождения и Нового Времени. История медицинской этики в Россиии, Советском Союзе. Экоэтика. Сам. работа 7 8 Л2.3
3.2. Работы с текстами в системе "Антиплагиат" Практические 7 0 Л1.1
3.3. Составляющие публикации, выполненной с соблюдением этических норм Сам. работа 7 8 Л1.1
3.4. Этика научного исследования Лекции 7 1 Л1.1
Раздел 4. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА
4.1. Морально-этические проблемы искусственного аборта Лекции 7 1 Л2.3, Л2.1
4.2. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА Практические 7 0
4.3. Проблема статуса эмбриона Законодательство об аборте в современном мире. Сам. работа 7 8 Л1.1
Раздел 5. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРАЦЕПЦИИ И СТЕРИЛИЗАЦИИ
5.1. Законодательство о контрацепции в современном мире. Сам. работа 7 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА И ЭТИКА
6.1. Этические проблемы генных технологий Лекции 7 1 Л1.1
6.2. Различные моральные позиции по отношению к проблемам медицинской генетики Сам. работа 7 8 Л1.1
6.3. Этические проблемы генных технологий Практические 7 1
Раздел 7. СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ. ЭВТАНАЗИЯ
7.1. Эвтаназия - моральные, правовые и социальные аспекты Лекции 7 1
7.2. Различные моральные позиции по отношению к эвтаназии Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
7.3. Эвтаназия - моральные, правовые и социальные аспекты Практические 7 1
Раздел 8. МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
8.1. Моральные проблемы трансплантации Сам. работа 7 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Введение в биоэтику: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коновалова Л.В. Прикладная этика: - М.: РАН. Ин-т философии., 1998 biblioclub.ru
Л2.2 Г. В. Кагирова ; ред. В. Я. Баркалов Биоэтика: АлтГУ.- Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004 5
Л2.3 Кагирова Г.В. Биоэтика: политические, этические, мировоззренческие аспекты: Опыт преподавания курса в Ал-тайском государственном университете: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004 5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стэнфордская философская энциклопедия www.philosophy.ru/library/vopros/06.html
Э2 Введение в биоэтику:учебное пособие / Филатова О.В. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та,2013. - 168 с. [Электронный ресурс] elibrary.asu.ru
Э3 Тематический сайт по биоэтике bioethics.imbp.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э6 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э7 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №138-44/15 от 19.03.2015) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №208-44/15 от 05.03.2015) (http://e.lanbook.com/).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание основ биоэтики в университете преследует цель выработать у студентов понимание принципов биоэтики, прав человека, экологического права; научить использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. Задачи: понимать отношения человека и представителей мира природы как субъект-субъектных, оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования.