МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Таможенное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 180
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 180 180 180 180
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доцент, Духанова Ирина Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Таможенное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями курса основ таможенного дела для студентов является:
- усвоение сущности таможенного регулирования, конституционных принципов таможенного дела и основных понятий, используемых в таможенном праве;
- формирование теоретических и практических знаний по основным направлениям таможенного регулирования и основным функциям таможенных органов;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способность на практике защитить свои законнеы права, в том числе личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, использовать Гражданский кодекс россисйкой Федерации и другие нормативные правовые акты
ПК-15 владение знаниями о правовых основах международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику Российской Федерации и других государств мира
ПК-20 способность понимать содержание программных документов по проблемам внешней политики Российской Федерации, умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Россйской Федерации по основным международным проблемам
ПК-23 владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов
ПК-24 способность ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии
ПК-25 владение знаниями об основах дипломатического и делового протокола и этикета и устойчивыми навыками применения их на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о сущности таможенного регулирования и таможенного дела в РФ
3.2.Уметь:
3.2.1.-основные правовые акты в области таможенного дела
-основные понятия и категории таможенного права
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.подготовиться к возможности самостоятельно применять на практике полученные знания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Таможенное регулирование в РФ
1.1. Таможенное регулирование в РФ Лекции 7 6 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. История развития таможенного дела Практические 7 4 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Правовые основы деятельности таможенных органов
2.1. Правовые основы деятельности таможенных органов Лекции 7 4 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Правоохранительная деятельность таможенных органов Практические 7 4 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Таможенные процедуры
3.1. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Таможенные процедуры Лекции 7 4 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Таможенный контроль Практические 7 6 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
4.1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности Лекции 7 4 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Методы нетарифного регулирования в системе таможенного дела Практические 7 4 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Подготовка к практическим занятиям и к зачету Сам. работа 7 180 ОПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филиппова Е. О. Таможенное право: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Тимошенко И. В. Таможенное право для бакалавров: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «Феникс», 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров В.Н. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО. ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.