МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Изучение проблем современности в социологии и социальной философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Изучение проблем современности в социологии и социальной философии

разработана в соответствии с ФГОС:
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: ФГОС ВО по направлению подготовки «Социология» утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» ноября 2015 г. № 1328.

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям;
стимулирование потребности к социально-философской оценке исторических событий и фактов действительности;
усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику методологии постановки целей и задач исследования в области социологии и социальной философии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать новейший отечественный и зарубежный опыт формирования программы социологического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения совре-менных технологий и новейшего оборудования для решения эмпирических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи и функции учебной дисциплины «Социально-философские проблемы современности
1.1. Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа Лекции 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) Лекции 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Лекции 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социологические проблемы научного исследования социально-философских проблем современности
2.1. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Лекции 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень заданий /вопросов к экзамену
1. Предмет социальной философии
2. Социальная философия в контексте социальных наук
3 Функции социальной философии.

4. Социология: предмет и основные проблемы

5. Сравнительный анализ социальной философии и социологии
6. Актуальные направления теоретико-методологического анализа состояния и проблем современного российского общества.
7. Современная теоретическая социология: состояние, проблемы, перспективы развития
8. Проблемы и перспективы развития эмпирической социологии
9. Cоциальные и научные барьеры развития социологического теоретического зна-ния в России.

10. Актуальные направления эмпирического анализа современного российского общества.

11. Проблемы методологии, методов эмпирических социологических исследова-ний
12. Отраслевая социология: основные тенденции и проблемы
13. Актуальные направления исследования в различных отраслях социологиче-ского знания: политической, экономической и культурной.

14. Социология организаций
15. Социология образования
16. Социология социальной сферы
17. Социально-философские проблемы в контексте современности.
18. Глобализация и её исследование в социологии и социальной философии
19. Информатизация и её социально-философский анализ.
20. Общество и культура как предметы философского анализа
21. Глобальные проблемы современностит глазами философа и социолога
22. Общество: постиндустриальное, технократическое, информационное
23. Будущее человечества (социофилософский аспект)

24. Многонациональные государства и проблемы миграции: социологический и социально-философский анализ проблемы
25. Общественные отношения и общение в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода (Зиммель, Кассирер, Ясперс, Хайдеггер, Бубер, Бах-тин)

26. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллегенции

27. Пути взаимодействия общества и природы

28. Социально-философские вопросы в античной философии

29. Социальная философия Х1Х-ХХ вв.
30. Позитивистская социальная философия

31. Социальная философия марксизма

32. Социальная философия географического , биологического и технологического направлений
34. Деятельность как средство самореализации людей и воспроизведения обществен-ных отношений

35. Деятельность и культура, социальная философия о межкультурных связях людей

36. Социальная философия о деятельности как мировоззренческом принципе объяс-нения действительности

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Формационные подходы к объяснению исторического про¬
цесса.
2. Цивилизационный подход в объяснении истории.
3. Движущие силы социальных изменений.
4. Основные теории циклов в развитии общества.
5. Прогресс и регресс в развитии общества. Аргументы «за» и
«против».
6. Модернизация, «вестернизация», архаизация.
7. Философия истории Л. Н. Гумилёва (или другого автора).
8. Основная проблематика философии истории.
9. Терроризм в фокусе исследования социологии и философии
10. Наркомания – глобальная проблема современности?
11. Современная социальная структура российского общества
12. Системный метод в социологии
13. Социология повседневности: основные проблемы
14. Актуальные проблемы современных социологических исследований.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Перечень тем

1. Значение и роль социальной философии для истории (по¬
литологии, психологии, культурологи, педагогики...).

2. Генезис социальной философии.
3. Социальная философия и социология: единство и различия.
4. Взаимодействие и взаимосвязь социальной философии с нау¬
кой и ненаучными формами общественного сознания.
5. Религиозно-философские концепции развития общества
6. Формационные теории развития общества.
7. Географический детерминизм и геополитика.
8. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Клас-сификация глобальных проблем и разнообразие подходов
9. . Концепция устойчивого развития общества

10. Цивилизационные концепции социального развития
11. Роль биологических факторов в социальном развитии.
12. Роль техники в социальной жизни. Идеи технократизма
13. Социология в России: история становления и развития
14. Влияние идеологии на развитие философских и социологических теорий
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 2 основы философии. Социальная философия. Философская антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клементьев, Д. С. Социология личности: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017
Л2.2 Спиркин, А. Г. Социальная философия и философия истории : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru
Э2 www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
Э3 www.humanities.edu.ru/db/msg/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт"
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.