МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Изучение проблем современности в социологии и социальной философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Изучение проблем современности в социологии и социальной философии

разработана в соответствии с ФГОС:
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: ФГОС ВО по направлению подготовки «Социология» утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» ноября 2015 г. № 1328.

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям;
стимулирование потребности к социально-философской оценке исторических событий и фактов действительности;
усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику методологии постановки целей и задач исследования в области социологии и социальной философии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать новейший отечественный и арубежный опыт формирования программы социологического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения современных технологий и новейшего оборудования для решения эмпирических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи и функции учебной дисциплины «Социально-философские проблемы современности
1.1. Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социологические проблемы научного исследования социально-философских проблем современности
2.1. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Сам. работа 5 13 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень заданий /вопросов к экзамену
1. Предмет социальной философии
2. Социальная философия в контексте социальных наук
3 Функции социальной философии.

4. Социология: предмет и основные проблемы

5. Сравнительный анализ социальной философии и социологии
6. Актуальные направления теоретико-методологического анализа состояния и проблем современного российского общества.
7. Современная теоретическая социология: состояние, проблемы, перспективы развития
8. Проблемы и перспективы развития эмпирической социологии
9. Cоциальные и научные барьеры развития социологического теоретического зна-ния в России.

10. Актуальные направления эмпирического анализа современного российского общества.

11. Проблемы методологии, методов эмпирических социологических исследова-ний
12. Отраслевая социология: основные тенденции и проблемы
13. Актуальные направления исследования в различных отраслях социологиче-ского знания: политической, экономической и культурной.

14. Социология организаций
15. Социология образования
16. Социология социальной сферы
17. Социально-философские проблемы в контексте современности.
18. Глобализация и её исследование в социологии и социальной философии
19. Информатизация и её социально-философский анализ.
20. Общество и культура как предметы философского анализа
21. Глобальные проблемы современностит глазами философа и социолога
22. Общество: постиндустриальное, технократическое, информационное
23. Будущее человечества (социофилософский аспект)

24. Многонациональные государства и проблемы миграции: социологический и социально-философский анализ проблемы
25. Общественные отношения и общение в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода (Зиммель, Кассирер, Ясперс, Хайдеггер, Бубер, Бах-тин)

26. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллегенции

27. Пути взаимодействия общества и природы

28. Социально-философские вопросы в античной философии

29. Социальная философия Х1Х-ХХ вв.
30. Позитивистская социальная философия

31. Социальная философия марксизма

32. Социальная философия географического , биологического и технологического направлений
34. Деятельность как средство самореализации людей и воспроизведения обществен-ных отношений

35. Деятельность и культура, социальная философия о межкультурных связях людей

36. Социальная философия о деятельности как мировоззренческом принципе объяс-нения действительности

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Формационные подходы к объяснению исторического про¬
цесса.
2. Цивилизационный подход в объяснении истории.
3. Движущие силы социальных изменений.
4. Основные теории циклов в развитии общества.
5. Прогресс и регресс в развитии общества. Аргументы «за» и
«против».
6. Модернизация, «вестернизация», архаизация.
7. Философия истории Л. Н. Гумилёва (или другого автора).
8. Основная проблематика философии истории.
9. Терроризм в фокусе исследования социологии и философии
10. Наркомания – глобальная проблема современности?
11. Современная социальная структура российского общества
12. Системный метод в социологии
13. Социология повседневности: основные проблемы
14. Актуальные проблемы современных социологических исследований.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Перечень тем

1. Значение и роль социальной философии для истории (по¬
литологии, психологии, культурологи, педагогики...).

2. Генезис социальной философии.
3. Социальная философия и социология: единство и различия.
4. Взаимодействие и взаимосвязь социальной философии с нау¬
кой и ненаучными формами общественного сознания.
5. Религиозно-философские концепции развития общества
6. Формационные теории развития общества.
7. Географический детерминизм и геополитика.
8. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Клас-сификация глобальных проблем и разнообразие подходов
9. . Концепция устойчивого развития общества

10. Цивилизационные концепции социального развития
11. Роль биологических факторов в социальном развитии.
12. Роль техники в социальной жизни. Идеи технократизма
13. Социология в России: история становления и развития
14. Влияние идеологии на развитие философских и социологических теорий
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Исаев, Б. А. Социология: учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017
Л1.2 Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 2 основы философии. Социальная философия. Философская антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клементьев, Д. С. Социология личности: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017
Л2.2 Спиркин, А. Г. Социальная философия и философия истории : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru
Э2 www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
Э3 www.humanities.edu.ru/db/msg/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт"
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.