Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 208 | 208 | 208 | 208 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент
1.1. | обучение методологическим, методическим и организационным основам использования инновационных методов социальных исследований о состоянии и функционировании различных социальных явлений и процессов в современной общественной жизни. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-3 | способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретико-методологические основы организации и проведения социальных исследований с использованием инновационных методов сбора и анализа информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | составлять программу и проводить эмпирическое социальное исследование с использованием инновационных методов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими навыками обработки и анализа результатов качественных и количественных социальных исследований с использованием компьютерных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Общее представление о социологических исследованиях | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Общее представление о социологических исследованиях | Сам. работа | 1 | 32 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Предназначение и виды социологических исследований | Сам. работа | 1 | 32 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Программа социологического исследования: предназначение, требования к разработке | Сам. работа | 1 | 32 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Теоретико-методологический и методико-инструментальный разделы программы исследования | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Теоретико-методологический и методико-инструментальный разделы программы исследования | Сам. работа | 1 | 32 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Основы измерения в эмпирической социологии | Сам. работа | 1 | 28 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Основные виды шкал | Практические | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Основные виды шкал | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Выборочный метод в социологии | Практические | 1 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Выборочный метод в социологии | Сам. работа | 1 | 24 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.12. | Обработка и интерпретация эмпирических данных в социологическом исследовании | Сам. работа | 1 | 24 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Теоретические вопросы 1. Понятие и уровни социологического исследования. 2. Основные понятия эмпирической социологии. 3. Предыстория и современное состояние эмпирической социологии. 4. Предназначение и функции социологических исследований. 5. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование. 6. Точечные и повторные социологические исследования. 7. Дополнительные критерии классификации видов социологических исследований. 8. Понятие программы социологического исследования. 9. Функции программы социологического исследования. 10. Основные требования к разработке программы социологического исследования. 11. Основные элементы программы социологического исследования. 12. Формулирование темы исследования. 13. Анализ проблемной ситуации. 14. Объект и предмет исследования. 15. Определение цели и задач исследования. 16. Интерпретация и операционализация основных понятий. 17. Формулирование гипотез исследования. 18. Основные компоненты методико-инструментального раздела программы исследования. 19. Шкала как эталон измерения. 20. Основные этапы поиска эталона измерения. 21. Надежность шкалы в социологии. 22. Номинальная шкала. 23. Порядковая шкала. 24. Интервальная шкала. 25. Измерение социальных установок. Шкала Гуттмана, Терстоуна, Богардуса. 26. Основные понятия выборочного метода. 27. Методы вероятностной выборки. 28. Методы целенаправленной выборки. 29. Ошибки выборки. Практические задания 1. Разработать программу социологического исследования 2. Разработать показатели с использованием номинальной, порядковой и интервальной шкалы. 3. Проанализировать представленные результаты социологического исследования 4. Разработать выборочный план исследования |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Анализ документов как метод сбора информации в эмпирическом социологическом исследовании. 2. Виды анализа данных в эмпирической социологии. 3. Измерение в социологии (классический подход, теория репрезентации). 4. Логика научного вывода в эмпирической социологии. 5. Логическая взаимосвязь исследовательской проблемы, цели, задач и гипотез эмпирического социологического исследования. 6. Место и роль методов построения шкал в эмпирической социологии. 7. Наблюдение как метод сбора эмпирической информации. 8. Опросные методы в социологии. 9. Организационно-технический план эмпирического социологического исследования. 10. Основные методы математической обработки эмпирических результатов. 11. Основные методы сбора эмпирической информации. Преимущества и недостатки. 12. Основные предпосылки применения выборочного метода в социологии. 13. Парадигмы социологии и парадигмы измерения. 14. Методы равных интервалов в построении шкал. 15. Понятие о регрессионном и факторном анализе как методах обработки в социологическом исследовании. 16. Понятие социального факта. Взаимосвязь с социальной и исследовательской проблемой. 17. Построение шкал методом экспертных оценок. 18. Проблемы интерпретации данных в количественной и качественной методологии. 19. Проблемы надежности измерения. 20. Профессиональный кодекс социолога и основные этические проблемы при проведении эмпирического социологического исследования. 21. Ранжирование в социологическом измерении. 22. Роль математических моделей в анализе и обобщении результатов социологических исследований. 23. Системный и деятельностный принципы написания программы эмпирического социологического исследования. 24. Соотношение качественной и количественной методологии. 25. Способы построения индексов и понятие о методах многомерного анализа. 26. Способы проверки статистических гипотез. 27. Тестовая традиция в социологии. 28. Формы организации ЭСИ в современной России. 29. Эксперимент как метод сбора данных в ЭСИ. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравченко, А. И. | Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/6005DE17-D25C-4E79-873E-CBF5BF8CE6A5. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Оганян, К. М. | Методология и методы социологического исследования : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/A3036E11-FA64-49F1-A0C4-BE68809B0930 |
Л2.2 | Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Докторов Б.З. | ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader SPSS Statistics 21 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо: ознакомиться с планом практического занятия; самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы; просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно); проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам; при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного; при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем. При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Практическое задание Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Тестирование Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Реферат Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Зачет Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос. |