МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историко-культурная экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Историко-культурная экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью урса является освоение основ методики проведения историко-культурной экспертизы. Соответственно к задачами такого рода занятий относится:
1. Выбор и формулировка темы исследования и составление перспективного плана работы в области антропологии и этнологии,
2. Научиться оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статьяи др.),
3. Получить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления (доклада) и выступления с ним,
4. Освоить основы культуры научного мышления (аргументация собственного мнения, участие в дискуссии, грамотное построение устного выступления и др.,
5. Изучить многообразие источников по антропологии и этнологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия особенности историко-культурной экспертизы;
- известный опыт проведения историко-культурной экспертизы объектов наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- логично представлять освоенное знание в различных формах;
– осуществлять планирование, осуществление и оформление результатов историко-культурной экспертизы.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- в сфере историко-культурной экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности
1.1. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности. История становления методологии атрибуции и экспертизы Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности Практические 4 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности Сам. работа 4 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Атрибуция движимых этнографических памятников
2.1. Атрибуция движимых этнографических памятников Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Атрибуция движимых этнографических памятников Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 4 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Антропологические и этнологические источники в музеях
3.1. Атрибуция недвижимых этнографических памятников Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Атрибуция недвижимых этнографических памятников Практические 4 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.3. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 4 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Опыт российских музеев в проведении экспертизы этнографических объектов
4.1. Опыт российских музеев в проведении экспертизы этнографических объектов Практические 4 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1
4.2. Справочные, терминологические, электронные и периодические издания по антропологии, этнологии, музеологии Сам. работа 4 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Государственное управление культурой в РФ. Цели историко-культурной экспертизы.
2. Виды объектов этнографического наследия.
3. Особенности историко-культурной экспертизы движимых памятников этнографического наследия.
4. Особенности историко-культурной экспертизы недвижимых этнографических объектов.
5. Разновидности музейных этнографических коллекций и специфика их экспертизы.
6. Многообразие видов и особенности объектов этнографического наследия.
7. Этнографические памятники в Кунсткамере: изучение и опыт историко-культурной экспертизы.
8. Этнографические памятники в Российском этнографическом музее: изучение и опыт историко-культурной экспертизы.
9. Этнографические памятники в Алтайском крае: изучение и опыт историко-культурной экспертизы.
10. Этнографические памятники в музеях Барнаула: изучение и опыт историко-культурной экспертизы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Пример практического задания:

1) Осуществите и представьте результаты историко-культурной экспертизы движимого этнографического памятника из собрания Алтайского государственного краеведческого музея.
2) Осуществите и презентуйте историко-культурную экспертизу недвижимого этнографического памятника, расположенного на территории Алтайского края.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Гребенникова Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voopik.ru/ www.voopik.ru
Э2 Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru www.heritage-institute.ru
Э3 Общество изучения русской усадьбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oiru.org/ oiru.org
Э4 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и иностранных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html www.museolog.rsuh.ru
Э5 Вестник музеологии. – 2011. – №3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.spbu.ru/index.php?chpu=Voprosy_museologii history.spbu.ru
Э6 Историко-культурная экспертиза portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
В рамках СРС могут быть использованы периодические издания:
Журнал «Музей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/museum/index.php
Музей: ежемес. журн. / Издательский дом «ПАНОРАМА». – М., 2009–2018.