МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар 1

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2019
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 268
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 5, 8
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 23 16 22 16 23 16 11
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 10 10 128 128
Сам. работа 20 20 18 18 56 56 18 18 20 20 18 18 20 20 98 98 268 268
Итого 36 36 36 36 72 72 36 36 36 36 36 36 36 36 108 108 396 396

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Демчик Е.В.;д.и.н., проф., Скубневский В.А.;д.и.н., проф., Разгон В.Н.;к.и.н, доцент, Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар 1

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного вида занятий является выбор направления учебно-исследовательской работы и освоение основ культуры научного мышления. Соответственно к задачами такого рода занятий относится:

1. Выбор и формулировка темы исследования и составление перспективного плана работы,
2. Научиться оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статья и др.),
3. Получить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления (доклада) и выступления с ним,
4. Освоить основы культуры научного мышления (аргументация собственного мнения, участие в дискуссии, грамотное построение устного выступления и др.).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-9 способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
ПК-10 способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные правила оформления письменной и устной исследовательской работы;
–общую библиографию по соответствующему разделу исторической науки.
основные правила оформления письменной и устной исследовательской работы
3.2.Уметь:
3.2.1.логично представлять освоенное знание в различных формах;
оформить доклад, тезисы доклада, введение к реферату, курсовой работе, библиографические списки по заданной тематике
осуществлять историографический анализ фундаментальных изданий и отдельных публикаций по заданной ис-следовательской те-матике.
– подготовить устное публичное выступление (доклад) и выступления с ним;
грамотно оформить собственные выводы и заключения по теме исследования,
логично представлять освоенное знание в различных формах,
подготовить устное публичное выступление (доклад) и выступления с ним
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного выполнения учебно-исследовательской работы по выбранному разделу исторической науки;
навыками самостоятельного выполнения учебно-исследовательской работы по выбранному разделу исторической науки;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы учебно-исследовательской работы
1.1. Формулировка темы Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Формулировка темы Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Определение круга источников и их анализ Практические 1 12 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Определение круга источников и их анализ Сам. работа 1 14 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Изучение основной литературы по теме Практические 2 12 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Работа с источниками Практические 2 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Работа с источниками Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Выступление с докладами, содержащими результаты учебно-исследовательской деятельности студента
2.1. Оформление текста доклада, выступление с докладом Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Оформление текста доклада, выступление с докладом Сам. работа 3 28 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Дискуссии, защита авторских выводов Сам. работа 3 28 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Работа с источниками Практические 4 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Работа с источниками Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Работа с литературой Практические 4 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Мировой экономический кризис и Россия: исторический шанс модернизационного перехода Практические 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Работа с литературой Сам. работа 4 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Актуальные проблемы современных исследований по отечественной истории
3.1. Актуальные проблемы дореволюционной истории России Практические 5 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Актуальные проблемы дореволюционной истории России Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Мировой экономический кризис и Россия: исторический шанс модернизационного перехода Сам. работа 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Работа с материалами по теме Практические 6 12 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Работа с материалами по теме Сам. работа 6 12 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Подготовка ВКР
4.1. Подготовка к написанию ВКР Сам. работа 7 20 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Подготовка к написанию ВКР Практические 7 16 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Написание ВКР Сам. работа 8 98 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Написание ВКР Практические 8 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Структурные элементы введения ВКР.
2. Правила оформления списка литературы и источников.
3. Правила оформления сносок в тексте ВКР.
4. Характеристика источников исследования.
5. Формулировка цели и задач ВКР.
6. Формулировка методологии и методики исследования.
7. Оформление приложений к ВКР.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ»

Научный руководитель – доктор ист. наук, профессор
Евгения Валентиновна Демчик
«Актуальные проблемы российской и региональной истории
ХХ – начала XXI вв.»
(деканат ИФ, ауд. 305М, кафедра отечественной истории, ауд. 315М)


1. XX век в истории моей семьи.
2. Революционные события 1917 г. в оценках современных исследователей
3. Анархизм в России и его роль в революционных событиях 1917-1920-го гг. (Н. Махно).
4. Неизвестный Ленин (по научным публикациям последних лет).
5. Иностранные концессии в годы нэпа.
6. Повседневная жизнь горожан в годы нэпа.
7. Герои труда перых пятилеток. Стахановское движение: миф или реальность.
8. Физкультура и спорт как факторы советской повседневности (развитие массовых видов спорта в советскую эпоху).
9. Блокадный Ленинград: новые свидетельства и оценки.
10. Герои Великой Отечественной войны.
11. Герои труда военных лет.
12. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
13. Ленд лиз: современные оценки.
14. Л.И. Брежнев: исторический портрет.
15. «Эпоха застоя»: современные оценки истории СССР второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг.
16. Политический портрет М.С. Горбачева.
17. История советского кино.
18. История советской моды.
19. "Квартирный вопрос" в советскую эпоху (история жилищного строительства, изменения условий жизни, по периодам).
20. Новая экономическая политика на Алтае.
21. История промышленных предприятий Алтайского края (по выбору).
22. История текстильного производства на Алтае.
23. Пивоваренная промышленность на Алтае.
24. Сыро- и маслоделие на Алтае.
25. Мясоперерабатывающая промышленность на Алтае.
26. Молочное производство на Алтае.
27. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение на Алтае.
28. История автодорожного строительства на Алтае.
29. История лесного хозяйства Алтайского края.
30. История газификации Алтайского края.
31. Барнаул в 1990-е – 2010-е гг.: социально-демографические трансформации.
32. Промышленность Алтайского края в условиях рыночных преобразований 1990-х – 2010-х гг.
33. Аграрный сектор Алтайского края в условиях рыночных преобразований 1990-х – 2010-х гг.
34. Фермерское движение на Алтае в 1990-е – 2010-е гг.
35. Становления современной торговли в Алтайском крае (Барнауле): конец 1980-х – 2010-е гг.

Научный руководитель – доктор ист. наук, профессор
Юрий Михайлович Гончаров

1. Сословный строй Российской империи конца XVIII – начала XX в.
2. Мещанское сословие Сибири во второй половине XIX – начала XX в.
3. Освоение Сибири русскими в XVII в.
4. Торговля (предпринимательство) Сибири во второй половине XIX – начала XX в.
5. Проблемы модернизации России в XVIII – начале XX в.
6. Социальная история семьи в России в XVIII – начале XX в.
7. Женщины в российском обществе (IX-XVII, XVII–XIX вв.).
8. Женщина и семья в СССР.
9. Города Сибири (конкретный город) во второй половине XIX – начале XX в.
10. Быт провинциальных горожан во второй половине XIX – начале XX в.


Научный руководитель – доктор ист. наук, профессор
Виктор Николаевич Разгон

ИСТОРИЯ СТАЛИНИЗМА

1. Система власти и управления при Сталине.
2. Социальная мобилизация в сталинской системе власти.
3. Культ Сталина как феномен эпохи.
4. Советское общество как социокультурный феномен.
5. Советская пропаганда и массовое сознание.
6. «Большой террор» 1937–1938 гг.
7. Коллективизация и раскулачивание в Сибири и на Алтае (можно по районам).
8. Альтернативы сталинскому аграрному курсу.
9. Трудовое законодательство в СССР в 1930-1950-е гг.
10. Экономика принудительного труда в СССР в 1930-1950-е гг.
11. Национальная политика в СССР в сталинский период.
12. Внешняя политика СССР в 1930-е - первой половине 1950-х гг.
13. Повседневная жизнь советской деревни (города) в 1930-е гг.
14. Массовые праздники в СССР сталинского периода.
15. Социально-распределительные механизмы в советском обществе 1930-1950-х гг.
16. Семейно-брачные отношения в СССР в 1930-е гг.
17. Сталинизм и нацизм: сравнительно-исторический анализ.


Научный руководитель – доктор ист. наук, профессор
Валерий Анатольевич Скубневский

Тема: Города России второй половины ХIХ – начала ХХ в.

1. Досуг горожан России во второй половине ХIХ – начале ХХ в.
2. Пролетарское население городов России во второй половине ХIХ – начале ХХ в.
3. Портовые города России во второй половине ХIХ – начале ХХ. (Петербург, Рига, Одесса и др.).
4. Петербург второй половины ХIХ в. в источниках личного происхождения.
5. Москва второй половины ХIХ в. в источниках личного происхождения.


Научный руководитель – канд. ист. наук, доцент
Наталья Петровна Иванова

1. Видовое разнообразие исторических источников России.
2. Территориальное деление России: прошлое и настоящее.
3. Сайты учреждений культуры (архивы, библиотеки, музеи) как информационный ресурс общества.
4. Сатирические журналы как источники по истории советского общества.
5. Пропаганда и агитация во время Второй мировой войны (советская и фашистская).
6. Книжная культура России: особенности, этапы, жанры и авторы.
7. Использование информационных технологий в исторических исследованиях.
8. Фантастическая литература, как «локомотив» развития науки.
9. Открытые источники информации о РФ.
10. Архивные ресурсы, представленные в открытый доступ.
11. Интернет ресурсы музеев РФ.
12. Система образования в России: история, особенности, этапы.


Научный руководитель – канд. ист. наук, профессор
Татьяна Николаевна Соболева

1. Проблема образования Древнерусского государства.
2. Роль веча в управлении Киевской Руси.
3. Княжеская власть и вече – два полюса единой системы управления Киевской Руси.
4. Новгородская альтернатива объединения Великороссии в единое государство.
5. Великое Тверское княжество в борьбе за объединение Великороссии в единое государство.
6. Проблема эволюции государственного строя России в конце XV-XVI вв. в отечественной историографии (возможна концентрация на отдельных периодах в историографии: дореволюционный, советский, современный).
7. Проблема кризиса московской государственности в конце XVI - начале XVII в.
8. Алексей Михайлович Романов и его роль в утверждении самодержавия в России.
9. Судьба петровского наследия в XVIII в.
10. История Министерства императорского двора и уделов в 1826 — 1897 гг. (образование, структура, статус собственности).
11. Административное районирование территории Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа в XIX в.
12. Практиковавшиеся способы обеспечения высокой доходности Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа во второй половине XVIII- первой половине XIX в.


Научный руководитель – канд. ист. наук, доцент
Ирина Анатольевна Якимова

1. Дореволюционная историография о крестьянской общине в Сибири.
2. современная историография о крестьянской общине в Сибири.
3. С.П. Швецов – исследователь сибирского крестьянства.
4. Историография крестьянской общины в России (разные эпохи и регионы).
5. Крестьяноведение – история и современность.
6. Исторические судьбы русской крестьянской общины.
7. Западники и славянофилы о судьбах русской крестьянской общины.
8. Общинные традиции русских крестьян в теории и практике народнического движения.
9. Крестьянская ментальность и община в истории России (разные эпохи и регионы).
10. Идеи и традиции взаимопомощи и уравнительности в русской крестьянской общине.
11. Роль черносошных крестьянских миров в возрождении страны после Смуты.
12. Приходская община в Сибири.
13. Общинные отношения у сибирских аборигенов (отдельные районы и периоды).
14. Общинные отношения у сибирских казаков.
15. Волостные суды в России во второй половине ХIХ в.
16. Взаимодействие общинных традиций сибиряков-старожилов и переселенцев из Европейской России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
17. Местное крестьянское самоуправление (отдельные регионы и периоды).
18. Проявление общинных традиций сибирских крестьян в трех революциях начала ХХ в.
19. Общинное землевладение, землепользование и социалистическое землеустройство.
20. Сельские советы и крестьянская община в России (Сибири) до массовой коллективизации деревни.

Научный руководитель – канд. ист. наук, доцент
Наталья Юрьевна Колокольцева
1. Источники личного происхождения по истории России (тема уточняется в зависимости от вида источника и изучаемого периода).
2. Развитие общественно-политического движения в XIX-н. XX вв.
3. Женская мемуаристика.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие М.: ИТК«Дашков и К°», 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л2.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс на Moodle "Научно-исследовательский семинар 1 (кафедра отечественной истории)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических психологических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем психологической науки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Структура курсовой работы: - титульный лист, - оглавление - введение; - основная часть, разделенная на главы и параграфы, - заключение - список литературы; - приложение. Во введении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, исследования, цель и задачи исследования; методы исследования. В основной части подробно раскрывается содержание темы. Каждая глава основной части должна заканчиваться выводами. В заключении курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования проблемы, а так же практические рекомендации и предложения. В список литературы студент включает только те документы, которые он использовал при написании курсовой работы. В приложении содержится иллюстративный материал. Текст курсовой работы оформляется на листах белой бумаги стандартного формата (210 х 297 мм). Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля: левое - 30мм, верхнее – 20 мм до основного текста, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм. Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы Квалификационная работа студента-выпускника на получение степени бакалавра - бакалаврская работа - может основываться на обобщении выполненных ранее студентомвыпускником курсовых работ и проектов и готовится к публичной защите в завершающий период обучения. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавров установлены федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки. Бакалаврская работа должна представлять собой самостоятельное исследование автора, связанное с разработкой теоретических, прикладных (научно-производственных) задач или разработку конкретных творческих проблем, определяемых спецификой данной образовательной программы. Бакалаврская работа может носить также научноисследовательский характер и выполняться на базе анализа литературных источников и научных разработок. Бакалаврская работа - это законченное исследование, целью которого является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области профессиональной деятельности. Развитие навыков самостоятельной работы и применение методов исследования помогают студенту-выпускнику самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации. Бакалаврская работа должна: - отражать умения студента-выпускника пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации; - отвечать принципам логичности, достоверности изложения фактического материала; - иметь четкую структуру, правильное оформление библиографических ссылок, списки нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы. Работа бакалавра обязательно включает в себя как теоретическую часть, в которой студент-выпускник должен показать знание основ теории по предмету исследования, так и практическую. Бакалаврская работа основывается на глубоком изучении литературы по специальности: учебников, учебных пособий, научной литературы, монографий, периодической печати, журналов на иностранных языках и т.п. В процессе выполнения бакалаврской работы студент должен изучить не менее 35 источников. В каждой бакалаврской работе должна быть разработана основная тема в соответствии с планом, одобренным кафедрой, в том числе отдельные современные и перспективные теоретические и практические вопросы. Бакалаврская работа должна иметь следующую структуру: • титульный лист; • оглавление; • введение; • основной текст (главы, параграфы); • заключение; • список литературы (библиография); • приложения. Объем текстовых материалов бакалаврской работы, отпечатанных на стандартных листах, стандартным шрифтом (размером 14 пт, гарнитура Times New Roman) через полтора интервала, должен быть не менее 50-60 страниц. В это количество страниц не входят приложения. Оглавление Оглавление должно следовать после титульного листа. В нем содержится название глав и параграфов с указанием страниц. Оно печатается через 1,5 интервала. Введение Во введении обосновывается актуальность темы исследования. Оно включает в себя краткий обзор литературы и эмпирических данных, оценку степени теоретической разработанности проблемы и анализ противоречий практики, обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения. Во введении формулируются цели и задачи, определяется объект и предмет исследования. Основной текст Основной текст разбивается на главы, которые, в свою очередь, дробятся на параграфы. Каждая глава должна заканчиваться выводами автора. Бакалаврская работа должна включать не менее двух глав. Объем основного текста бакалаврской работы (без введения и заключения) должен составлять не менее 45-50 страниц (14 шрифт, полуторный интервал). Заключение В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы и рекомендации по практическому использованию результатов бакалаврской работы. Критериями оценки бакалаврской работы являются: 1) актуальность и степень разработанности темы; 2) соответствие содержания выпускной квалификационной работы целевой установке; 3) полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы; 4) научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций; 5) творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах; 6) научный уровень, полнота, качество и новизна разработки темы; 7) уровень овладения методикой исследования; 8) возможность практического использования результатов бакалаврской работы. 9) научный стиль изложения; 10) соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения. При оценке бакалаврской работы также принимается во внимание: - качество доклада студента, - полнота и точность ответов на вопросы по содержанию работы, - полнота и точность ответов на замечания рецензента. Оформление выпускной квалификационной работы Текст выпускной квалификационной работы печатается на принтере ПК на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А 4 (210 х 297 мм). Страницы должны иметь поля: левое – 3 см, верхнее - 2 см, правое – 1,5 см, нижнее - 2 см.