МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерная история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Гендерная история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – раскрыть и показать основные закономерности разви-тия гендерных отношений в традиционных обществах.
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с главными вопросами гендерных исследований;
– выявить и проанализировать основные проблемы взаимоотношений между пола-ми в традиционном обществе;
– раскрыть динамику развития гендерных отношений в истории;
– показать влияние экономического фактора на формирование гендерных стерео-типов;
– способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании; особенности социального познания гендерных отношений; о роли гендера в эволюции общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи; самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в гендерную историю.
1.1. Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. История западного феминизма.
2.1. Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.2. Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Изучение пола и тендерных отношений в России.
3.1. Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.2. Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Тендерный анализ социальной структуры традиционного общества.
4.1. Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
4.2. Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
4.3. Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Тендерные архетипы в традиционной культуре.
5.1. Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.2. Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.3. Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Тендерные отношения в традиционной семье.
6.1. Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
6.2. Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
6.3. Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Политико-правовой аспект тендерных отношений.
7.1. Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
7.2. Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
7.3. Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX - XIX вв.
8.1. Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.2. Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.3. Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. Социально-правовой статус и тендерные роли женщин в Сибири в XVII-начале XX в.
9.1. В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
9.2. В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
9.3. В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация.
2. Особенности гендерных исследований
3. Феминизм как направление теоретической мысли
4. Либеральный феминизм
5. Марксистский феминизм и социал-феминизм
6. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм
7. Гендерные исследования в исторической науке
8. Изучение пола и гендерных отношений в России
9. Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе
10. Гендерная асимметрия культуры
11. Сексуальность и гендерное неравенство
12. Модели патриархатной семьи и статус женщины
13. Гендерные стереотипы в политике.
14. Правовые проблемы гендерных отношений
15. Архаическая модель гендерных отношений
16. Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX - XIX
вв.
17. Вопрос о природе женщины в философии VIII - XIX вв.
18. Советский этап развития гендерных отношений
19. Основные этапы феминистского движения
20. Гендерный анализ форм женской занятости
21. Женщина в домашнем хозяйстве

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Гендерные отношения – теория и практика
2. Гендерный строй традиционного общества.
3. Полоролевые отношения в крестьянской семье России в XIX–начале XX в.
4. Гендерные роли женщин в Сибири в XVII – начале XX в.
5. Влияние экономических процессов на гендерные отношения.
6. Феминизм как направление теоретической мысли
7. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества
8. Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах
9. Женщины в русской истории IX – XIX вв.
10. Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв.
11. Гендерные отношения в современном российском обществе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к жкзамену:
1.Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация.
2. Особенности гендерных исследований
3. Феминизм как направление теоретической мысли
4. Либеральный феминизм
5.Марксистский феминизм и социал-феминизм
6. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм
7. Гендерные исследования в исторической науке
8. Изучение пола и гендерных отношений в России
9. Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе
10. Гендерная асимметрия культуры
11. Сексуальность и гендерное неравенство
12. Модели патриархатной семьи и статус женщины
13. Гендерные стереотипы в политике.
14. Правовые проблемы гендерных отношений
15. Архаическая модель гендерных отношений
16. Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX – XIX вв.
17. Вопрос о природе женщины в философии VIII – XIX вв.
18. Советский этап развития гендерных отношений
19. Основные этапы феминистского движения
20. Гендерный анализ форм женской занятости
21. Женщина в домашнем хозяйстве

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кислицына И. Г. Гендерология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Большакова О.В. История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Афанасьев А.С., Бреева Т.Н. Гендерный аспект изучения литературы: Издательство "ФЛИНТА", 2018 e.lanbook.com
Л2.3 Большакова, О.В История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. Аналитический обзор Москва : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 EastView www.eastview.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ОMicrosoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуются

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студент обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего.
Приступая к изучению дисциплины необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно.
В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития.
Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата
Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия:
- имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий;
- электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий;
- аудитории для самотестирования;
- вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть;
- на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии;
- студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем.