Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Основная цель курса – раскрыть и показать основные закономерности разви-тия гендерных отношений в традиционных обществах. Задачи курса: – ознакомить учащихся с главными вопросами гендерных исследований; – выявить и проанализировать основные проблемы взаимоотношений между пола-ми в традиционном обществе; – раскрыть динамику развития гендерных отношений в истории; – показать влияние экономического фактора на формирование гендерных стерео-типов; – способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02 |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании; особенности социального познания гендерных отношений; о роли гендера в эволюции общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи; самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в гендерную историю. | ||||||
1.1. | Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. История западного феминизма. | ||||||
2.1. | Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Изучение пола и тендерных отношений в России. | ||||||
3.1. | Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Тендерный анализ социальной структуры традиционного общества. | ||||||
4.1. | Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Тендерные архетипы в традиционной культуре. | ||||||
5.1. | Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Тендерные отношения в традиционной семье. | ||||||
6.1. | Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 7. Политико-правовой аспект тендерных отношений. | ||||||
7.1. | Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
7.2. | Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
7.3. | Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 8. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX - XIX вв. | ||||||
8.1. | Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
8.2. | Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
8.3. | Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 9. Социально-правовой статус и тендерные роли женщин в Сибири в XVII-начале XX в. | ||||||
9.1. | В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. | Лекции | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
9.2. | В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
9.3. | В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. | Практические | 7 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация. 2. Особенности гендерных исследований 3. Феминизм как направление теоретической мысли 4. Либеральный феминизм 5. Марксистский феминизм и социал-феминизм 6. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм 7. Гендерные исследования в исторической науке 8. Изучение пола и гендерных отношений в России 9. Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе 10. Гендерная асимметрия культуры 11. Сексуальность и гендерное неравенство 12. Модели патриархатной семьи и статус женщины 13. Гендерные стереотипы в политике. 14. Правовые проблемы гендерных отношений 15. Архаическая модель гендерных отношений 16. Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX - XIX вв. 17. Вопрос о природе женщины в философии VIII - XIX вв. 18. Советский этап развития гендерных отношений 19. Основные этапы феминистского движения 20. Гендерный анализ форм женской занятости 21. Женщина в домашнем хозяйстве |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Гендерные отношения – теория и практика 2. Гендерный строй традиционного общества. 3. Полоролевые отношения в крестьянской семье России в XIX–начале XX в. 4. Гендерные роли женщин в Сибири в XVII – начале XX в. 5. Влияние экономических процессов на гендерные отношения. 6. Феминизм как направление теоретической мысли 7. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества 8. Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах 9. Женщины в русской истории IX – XIX вв. 10. Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв. 11. Гендерные отношения в современном российском обществе |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к жкзамену: 1.Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация. 2. Особенности гендерных исследований 3. Феминизм как направление теоретической мысли 4. Либеральный феминизм 5.Марксистский феминизм и социал-феминизм 6. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм 7. Гендерные исследования в исторической науке 8. Изучение пола и гендерных отношений в России 9. Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе 10. Гендерная асимметрия культуры 11. Сексуальность и гендерное неравенство 12. Модели патриархатной семьи и статус женщины 13. Гендерные стереотипы в политике. 14. Правовые проблемы гендерных отношений 15. Архаическая модель гендерных отношений 16. Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX – XIX вв. 17. Вопрос о природе женщины в философии VIII – XIX вв. 18. Советский этап развития гендерных отношений 19. Основные этапы феминистского движения 20. Гендерный анализ форм женской занятости 21. Женщина в домашнем хозяйстве |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кислицына И. Г. | Гендерология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Большакова О.В. | История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. | М. : РАН ИНИОН, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Афанасьев А.С., Бреева Т.Н. | Гендерный аспект изучения литературы: | Издательство "ФЛИНТА", 2018 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Большакова, О.В | История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. Аналитический обзор | Москва : РАН ИНИОН, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | EastView | www.eastview.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОMicrosoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуются |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения дисциплины студент обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего. Приступая к изучению дисциплины необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно. В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток). Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития. Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия: - имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий; - электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий; - аудитории для самотестирования; - вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть; - на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии; - студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем. |