Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Россия в содружестве независимых государств" является формирование у студентов целостного представления о Содружестве Независимых Государств (СНГ). Рассмотреть проблемы формирования Содружества независимых государств и политических систем стран СНГ; выявить проблемы современной политической и экономической интеграции; проанализировать развитие региональных интеграционных процессов в СНГ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
ОПК-4 | способностью анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики России, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов |
ПК-23 | способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современное состояние и важнейшие проблемы международной региональной политики; основные методологические приемы, использование которых позволяет самостоятельно разбираться в сложных переплетениях взаимодействий государств и их союзов на постсоветском пространстве |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать тенденции в развитии внешней политики РФ со странами участниками СНГ, выявлять проблемы и перспективы развития межнационального диалога России со странами СНГ; давать политико-правовую оценку возможностей взаимодействия регионов и государств между собой |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью объяснения возможностей разрешения трансграничных и иных международных конфликтов используя политико-правовые документы государств в данной сфере; способностью применения полученных знаний в области социального развития стран СНГ для выявления влияния социального фактора на международное сотрудничество |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и исторические основания формирования СНГ | ||||||
1.1. | Предпосылки образования СНГ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.2. | Распад СССР. Начало трансформации политической системы | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.3. | Распад СССР. Начало трансформации политической системы | Сам. работа | 8 | 13 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 2. Образование Содружества Независимых государстств | ||||||
2.1. | Правовая основа СНГ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
2.2. | Создание СНГ | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
2.3. | Проблемы СНГ в 1990-е гг. | Сам. работа | 8 | 16 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 3. Россия в СНГ в XXI в. | ||||||
3.1. | Основные тенденции во взаимоотношения стран-участниц СНГ | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.2. | Формирование Российско-Белорусского союза: результаты и перспективы | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.3. | Проблемы взаимоотношений со странами СНГ | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.4. | Формирование Российско-Белорусского союза: результаты и перспективы | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 4. Влияние глобализации на роль СНГ в мире | ||||||
4.1. | Сотрудничество стран-участниц СНГ в области региональной безопасности | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
4.2. | Украина и Россия. «Оранжевая» революция и ее значение | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
4.3. | Государства Закавказья и РФ | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
4.4. | Государства Закавказья и РФ | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
4.5. | Экзамен | 8 | 27 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г.Н. Смирнов, И.А. Дмитриева, В.Е. Дмитриев, Е.Л. Бумагина | Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы : учебное пособие | Москва : Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | П. А. Цыганков | Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929 |
Л1.3 | Забейворота А. И. | Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: учебное пособие: | Москва: Книжный мир, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ответственный редактор: Моисеев Е.Г. | Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: монография: | Москва: Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Мухаев Р.Т. | Политология:: учебник | М. : Проспект, , 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251774 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство иностранных дел РФ | www.mid.ru | ||
Э2 | Интерннет портал СНГ | www.e-cis.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - подготовка к практическим занятиям; - изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет"; - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет. |