МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия народов Америки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Религия народов Америки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить особенности древних верований народов Америки, вывить мифологические основания верований и их пространственно-сакральную организацию. Охарактеризовать современое состояние религиозной действительности в Америке. Выявить специфику деятельности протестанстких деноминаций в Америке, акцентируя внимание на на особенностях социального и мировоззренческого уклада

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-4 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.культурные, религиозные и этнические различия народов Америки; приемы использования знаний по истории религий народов Америки в образовательном процессе
3.2.Уметь:
3.2.1.представлять в ясной форме религиозные системы народов Америки; применять полученные знания в области формирования религиозных систем народов Америки в процессе преподавания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выстраивания толерантного отношения к представителям различных культурных и религиозных традиций опираясь на знания в области религии народов Америки; построения образовательного процесса позволяющей показать влияние религиозного фактора на развитие культуры народов Америки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религиий Древней Мезоамерики и Южной Америки
1.1. Введение в курс. Историю цивилизаций и древних религиий Древней Мезоамерики и Южной Америки Лекции 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Введение в курс. Историю цивилизаций и древних религиий Древней Мезоамерики и Южной Америки Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Культы мочика, уари, тиауанако и лима Практические 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Культы мочика, уари, тиауанако и лима Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные культы постклассической Мезоамерики Практические 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные культы постклассической Мезоамерики Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Религиозные системы Америки
2.1. Религиозная культура Андской области Лекции 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Религиозная культура Андской области Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Цивилизация и верования инков Лекции 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Цивилизация и верования инков Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Древние религии ареал Тропического леса, занятый Амазонскими джунглями; Гайана Лекции 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Древние религии ареал Тропического леса, занятый Амазонскими джунглями; Гайана Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Древние религии Большого Чако Практические 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Древние религии Большого Чако Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Верования Пампы, Патагонии и Огненной Земли Практические 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Верования Пампы, Патагонии и Огненной Земли Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Культура Уари Практические 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Культура Уари Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Современное состояние религиозных систем народов Америки
3.1. Религии сохранившихся местных древних культур Лекции 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Религии сохранившихся местных древних культур Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Конфессиональная карта современной Америки Практические 8 6 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Конфессиональная карта современной Америки Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 1. Книга 2. Религии древнего мира. Народностно-национальные религии : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7FBC0D2A-E075-4544-A4F2-5D02E49989B5
Л1.2 И. Н. Яблоков. История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать