МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Муниципальное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Муниципальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Муниципальное право" является формирование у слушателей комплекса знаний о правовых нормах, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований вопросов местного значения, как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-23 способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы применения муниципального права; принципы применения теоретических правовых знаний на практике
3.2.Уметь:
3.2.1.применять нормы муниципального права в процессе выстраивания отношений с государственными структурами; оценивать муниципальное право РФ через призму регионоведческой специфики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с нормативными правовыми актами в сфере муниципального права; навыками выявления значения норм муниципального права для регулирования правовых отношений в регионах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Муниципальное право как комплексная отрасль
1.1. Понятие, предмет, метод правового регулирования, правоотношения, принципы, источники, функции, система, нормы, институты муниципального права Лекции 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Муниципальное право как наука и как учебная дисциплина Практические 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Нормы муниципального права: понятие, виды, структура. Муниципальное право как наука и как учебная дисциплина Сам. работа 6 12 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Понятие, сущность, принципы и система местного самоуправления
2.1. Понятие местного самоуправления Лекции 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Основные принципы местного самоуправления Практические 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Система местного самоуправления. Основные принципы местного самоуправления Сам. работа 6 12 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Историко-теоретические основы становления и развития местного самоуправления в России
3.1. Зарождение общинного местного самоуправления Лекции 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Функции местного самоуправления Практические 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Функции местного самоуправления. Юридическая теория местного самоуправления Сам. работа 6 12 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Конституционно-правовые основы и система законодательства о местном самоуправлении
4.1. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления Лекции 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Понятие системы местного самоуправления Практические 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Федеральное законодательство, региональное законодательство, судебные решения как источники муниципального права. Понятие системы местного самоуправления Сам. работа 6 12 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Организационные и социальные основы местного самоуправления
5.1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Лекции 6 4 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Предметы ведения местного самоуправления Практические 6 6 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.3. Предметы ведения местного самоуправления Сам. работа 6 16 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Территориальные основы местного самоуправления
6.1. Понятие территориальных основ местного самоуправления Лекции 6 4 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
6.2. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления Практические 6 6 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
6.3. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления Сам. работа 6 17 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
6.4. Экзамен 6 27 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. С. Бондарь [и др.] ; отв. ред. Н. С. Бондарь. Муниципальное право Российской Федерации в 2 ч. Часть 2 : учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/BE47A432-9E3C-43CB-AB99-22957E8A7023
Л1.2 отв. ред. А.Н. Кокотов. Муниципальное право России: Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт., 2018 www.biblio-online.ru/book/EAD9B401-C06E-4795-87A1-5A29DA710BF0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Н. Кокотов [и др.] ; под ред. А. Н. Кокотова Муниципальное право России : учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EAD9B401-C06E-4795-87A1-5A29DA710BF0
Л2.2 Чаннов, С. Е. Муниципальное право : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7B49F915-028F-4CD5-8123-6D52495C9023
Л2.3 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник М., Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э2 Гарант www.garant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.