Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 68 | 68 | 68 | 68 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | является знакомство учащегося с деятельности музея и формированием музейных фондов религиозного характера |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.01 |
ОПК-2 | способностью использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике |
ПК-4 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности религиозных традиций; основные методы организации религиоведческих исследований |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания в области религиоведения для составления музейных коллекций и подготовки музейных экспозиций; использовать знания полученные в рамках подготовки и знакомства с музейными экспозициями религиозный тематики в учебном процессе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения приемов, методов и технологий построения выставки предметов религиозного назначения; описания коллекции религиозных предметов; применения знаний по формированию музейных экспозиций религиозной проблематики при подготовки к учебному процессу |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История музейного дела | ||||||
1.1. | Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | История музейного дела в России | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.4. | История музейного дела | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.5. | История музейного дела | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.6. | Церковные ризницы как протомузейная форма. Церковные музеи | Практические | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.7. | История протомузейных форм. Церковные ризницы | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.8. | Церковные ризницы как протомузейная форма. Церковные музеи | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Ситема формирования музейных коллекций | ||||||
2.1. | Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Становление и развитие музейного дела в Советской России | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Религиозные коллекции крупнейших музеев России | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.5. | Религиозные коллекции крупнейших музеев России | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.6. | Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность | Лекции | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.7. | Музей и церковь в советское время | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.8. | Музей и церковь в советское время | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.9. | Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.10. | Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.11. | Музейная экспозиция | Практические | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.12. | Музейная экспозиция | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.13. | Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.14. | Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее | Практические | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.15. | Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.16. | Музей и церковь: этапы взаимоотношений | Практические | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.17. | Музей и церковь: этапы взаимоотношений | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.Г. Гребенникова | Музеология: введение в профессию: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Глушкова, П.В. | Музеи под открытым небом : учебное пособие | Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Комарова Л. К. | Основы выставочной деятельности : учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D06FFA8E-1726-4CAD-9AA2-BE84289A2909. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тишкин А.А., Горбунова Т.Г. | Основы музеологии: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Юренева Т.Ю. | Музееведение: учеб. для высш. шк. | М.: Альма Матер, 2007 | |
Л2.3 | Золкин А. Л. | Культурология: Учебник | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Государственный музей истории религии | www.gmir.ru | ||
Э2 | Музей русской иконы | new.russikona.ru | ||
Э3 | Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры | www.voopik.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. Коллоквиумы в процессе освоения содержания дисциплины "Мзейное дело и религиоведение" направлены на выявление уровня теоретических знаний по предмету, а также на них предполагается обсуждение отдельных частей, разделов, тем учебного курса, не включенных в тематику практических занятий. При подготовке к зачету студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.). |