МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Библеистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Библеистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение основ критики и интерпретации библейского текста, изучение основных методов, исследовательских подходов и направлений научного изучения Библии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ПК-2 способностью осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает религиоведческую проблематику
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.источники и структуру Ветхозаветного и Новозаветного канонов, историю обнаружение и культурно-историческое значение древнейших рукописей, характерные особенности переводов, интерпретации символико-образных аспектов повествования, характеристика жанровой специфики, а также теологических и религиозно-философских доктрин, а также иудейских и христианских экзегетических традиций; совершенствовать свои знания в области библейской критики, учитывая как самые ранние этапы, таки её современное состояние; знать аргументацию различных конфессиональных и научных школ в отношении проблем историчности и аутентичности библейского наследия
3.2.Уметь:
3.2.1.привлекать для анализа библейской литературы источники по истории сопредельных античных государств Ближнего Востока;совершенствовать знания в области методики анализа библейского текста посредством изучения приложений учебных пособий по курсу «Введение в Библиистика»;аргументировать свою позицию по поводу вопросов происхождения книг Ветхого и Нового Заветов;сравнивать экзегетические комментарии по поводу различных канонических и неканонических книг, придерживаясь методов научной критики, формулировать гипотезы по поводу обстоятельств происхождения книг Ветхого и Нового Заветов их атрибутации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками комплексного источниковедческого анализа библейских текстов; навыками реферирования иностранной литературы по теме курса; способностью отслеживать новые подходы в исследовании основных проблем библеистики; методикой анализа ассоциативных связей внутри библейского текста, критического анализа поэтического и прозаического текста; навыками распределение научных задач при подготовке коллективного проекта по комплексному изучению Библии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История библейской критики. Текстология Ветхого Завета
1.1. Изучение библейского текста в рамках традиционного подхода Лекции 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
1.2. История формирования библейского текста Сам. работа 6 12 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
Раздел 2. Возникновение и развитие сравнительной лингвистики, семитологии и литературные переводы Библии
2.1. Способ и порядок письма. Алфавит. Форма алфавита: разорванное письмо Лекции 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
2.2. Порядок постановки и решения проблем в библейских исследованиях. Практические 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
2.3. История Ветхозаветной экзегетики Лекции 6 8 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
2.4. Порядок постановки и решения проблем в библейских исследованиях. Сам. работа 6 20 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
Раздел 3. Интертестиментальная литература и её специфика
3.1. Апокрифы и псевдоэпиграфы. Лекции 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
3.2. Методы и возможности текстологического анализа. Практические 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
3.3. Методы и возможности текстологического анализа. Сам. работа 6 20 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
Раздел 4. Источниковедческая критика Нового Завета Экзегетика Нового Завета
4.1. Синоптическая проблема. Лекции 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
4.2. Языковые коллизии в истории текстов Ветхого Завета Практические 6 8 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
4.3. Языковые коллизии в истории текстов Ветхого Завета Сам. работа 6 4 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
4.4. Жанровое многообразие за границами канона Практические 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
4.5. Жанровое многообразие за границами канона Сам. работа 6 4 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
4.6. Практика новозаветной текстологии: методы и возможности. Практические 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
4.7. Практика новозаветной текстологии: методы и возможности. Сам. работа 6 4 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
4.8. Новозаветный канон: источниковедческие особенности Практические 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4, Л2.6
4.9. Новозаветный канон: источниковедческие особенности Сам. работа 6 4 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4
4.10. Содержательная и жанровая специфика новозаветных текстов Практические 6 2 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4
4.11. Содержательная и жанровая специфика новозаветных текстов Сам. работа 6 4 ОК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медведев А. В. Библия как памятник культуры: учебное пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EC63EA1C-9B80-4269-B0EC-FE28A89B8CD3.
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев, В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2009
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.4 Ребрик В. В. Введение в Ветхий и Новый Завет: учебное пособие Санкт-Петербург: Алетейя, 2020 biblioclub.ru
Л2.5 Ветхий Завет. Комментарий к Библии Брюссельского издания: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.6 Под редакцией: Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов, Ч. 11. Книга пророка Иезекииля: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт источников и литературы по изучению Библии www.biblicalstudies.ru
Э2 Институт научной информации по общественным наукам www.inion.ru
Э3 Официальный сайт российского-библейского общества www.biblicalstudy.ru
Э4 Библейский богословский институт standrews.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Библеистика» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Так, в ходе лекции «История Ветхозаветной экзегетики» студенту сообщаются не только базисные знания в области истории изучения Ветхозаветного канона, но и формируется представление о практике интерпретации Ветхозаветных текстов. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу, а также знакомства с с источником и критической литературой. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета, находящейся в рабочей программе дисциплины. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании. Большую помощь при подготовке практических занятий по курсу «Библеистика» может оказать официальный сайт Российского Библейского общества, содержащий как необходимые источники, так и критическую литературу.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. В курсе «Библеистика» студенту необходимо совместить знание источника, а также концепций его происхождения и вариаций интерпретации. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.