МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент , Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Экономика и политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Дашковский П.К.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Дашковский П.К.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Экономика и политика» является формирование у обучающихся целостного видения экономических процессов, их взаимосвязи с политикой: политическим режимом, господствующим типом политического сознания, актуальными политическими процессами, внешнеполитическим курсом страны, а также навыков обнаружения экономических факторов влияния на политику и политических факторов влияния на экономику с целью использования их в решении профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики России, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов
ПК-23 способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития экономической теории; закономерности функционирования современной экономики; основные результаты новейших исследований, в области политологии и экономики; основы государственного устройства;
основы государственного регулирования экономики регионов; методики анализа состояния экономической системы; концептуальные основы теории и практики политического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и оценивать социально-экономическую информацию; использовать подходы, сформировавшиеся в рамках экономической науки для решения профессиональных задач; уметь логически верно, аргументировано и ясно выстраивать концепции экономического и политического развития РФ; характеризовать основные политические и экономические факторы развития региональных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами анализа экономических явлений; использования на практике полученных результатов экономического анализа для построения модели совершенствования экономической политики государства, характеризовать процессы интегрированности экономических и политических факторов развития государственной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Поведение хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
1.1. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности Практические 8 2 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности Сам. работа 8 11 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Институт государства в современной экономике
2.1. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Национальный доход. Располагаемый личный доход Практические 8 6 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Национальный доход. Располагаемый личный доход Сам. работа 8 14 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Спрос на факторы производства. Рынок труда
3.1. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов Практические 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов Сам. работа 8 14 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора
4.1. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения Практические 8 6 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения Сам. работа 8 12 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Экзамен 8 27 ОПК-4, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев, В. П Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета : М. : Издательство Юрайт,, 2018. www.biblio-online.ru/book/BA274803-4DC8-497D-9E2C-044BC8D15210
Л1.2 Колычев, А. М. Правовое обеспечение экономики : учебник и практикум для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/45DFA1B3-99BE-45D6-AD67-17F6EF47DA1C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Н. Лебедева, И.П. Николаева Институциональная экономика: ЭБС "Университетская библиотека on-line@ М.: Дашков и КО, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Н.Ф. Чеботарев Мировая экономика и международные экономические отношения: ЭБС «Университетская библиотека on-line» М.: Дашков и Ко, 2022 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=684394
Л2.3 И.В. Митрофанова, Н.П. Иванов, И.А. Митрофанова Регион: экономика, политика, управление : учебник М.: Директ-Медиа. // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http//: www.public.ru - публичная интернет-библиотека
Э2 http://lenta.ru/ - Информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени
Э3 http://www.indem.ru/ - фонд политических исследований
Э4 http://www.politcom.ru/ -информационный сайт политических комментариев
Э5 http://www.politnauka.org/- Проект "ПолитНаука - политология в России и мире"
Э6 Министерство экономического развития economy.gov.ru
Э7 Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству www.komitet2-7.km.duma.gov.ru
Э8 Комитет Государственной Думы по международным делам www.komitet9.km.duma.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относится подготовка к практическим занятиям. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Учащиеся учатся уметь анализировать и оценивать социально-экономическую информацию; использовать подходы, сформировавшиеся в рамках экономической науки, для решения профессиональных задач; уметь логически верно, аргументировано и ясно выстраивать концепции экономического и политического развития РФ; характеризовать основные политические и экономические факторы развития региональных систем.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Учащиеся овладевают приемами анализа экономических явлений. Использования на практике полученных результатов экономического анализа для построения модели совершенствования экономической политики государства. Характеризовать процессы интегрированности экономических и политических факторов развития государственной системы.


На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя.Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. На лекции учащиеся узнают основные этапы развития экономической теории; закономерности функционирования современной экономики; основные результаты новейших исследований, в области политологии и экономики; основы политологии и государственного устройства; основы государственного регулирования экономики регионов. Методики анализа состояния экономической системы. Концептуальные основы теории и практики политического анализа.