МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обеспечение социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 149
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 18 8 18
Практические 14 42 14 42
Сам. работа 149 93 149 93
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 162 180 162

Программу составил(и):
ст. преподаватель Курганский С.Ю.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания сущности правового регулирования в сфере социальной работы; обеспечение овладением содержанием норм права в сфере социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
овладение знаниями по реализации социальных прав клиента, правовыми мерами их охраны и защиты;
формирование умения анализировать источники и нормы права для оказания социально-правовой помощи клиенту в трудной жизненной ситуации;
освоение механизмов привлечения гражданина к юридической ответственности;
развитие способности юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сферы реализации норм права в социальной работе, их юридическую силу; виды источников нормативно-правого регулирования вопросов социальной защиты населения; содержание правовых предписаний, регламентирующих отношения по социальному обслуживанию и социальной защите граждан; законы и подзаконные нормативно-правовые акты, используемые в социальной работе с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации; категории клиентов специалиста по социальной работе, для которых в системе законодательства РФ установлены социальные льготы и гарантии; виды социально-правовых услуг, предоставляемые клиентам в системе социальной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять предметом правого регулирования, какой отрасли права являются спорные общественные отношения; устанавливать подлежащую применению норму права; определять правовой статус клиента специалиста по социальной работе; дифференцировать меры социально-правовой поддержки клиента на федеральном и региональном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыком анализа норм права для оказания профессиональной социальной помощи клиенту в трудной жизненной ситуации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина.
1.1. Права человека в международном праве и их защита Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Права человека в международном праве и их защита Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Права человека в международном праве и их защита Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Лекции 4 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Отрасли российского права в системе правового обеспечения социальной работы
2.1. Основы гражданского права Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Основы гражданского права Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Основы трудового законодательства Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Основы трудового законодательства Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.6. Основы трудового законодательства Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.7. Основы семейного законодательства и ювенального права Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.8. Основы семейного законодательства и ювенального права Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.9. Основы семейного законодательства и ювенального права Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.10. Основы уголовного права Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.11. Основы уголовного права Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.12. Основы уголовного права Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.13. Основы исправительного права Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.14. Основы исправительного права Практические 4 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.15. Основы исправительного права Сам. работа 4 3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение и обслуживание
3.1. Правовое обеспечение социальной работы в сфере социального обслуживания населения Практические 4 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Правовое обеспечение социальной работы в сфере социального обслуживания населения Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Правовые основы социальной работы в сфере социального обеспечения населения Практические 4 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Правовые основы социальной работы в сфере социального обеспечения населения Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Государственные и социальные гарантии
4.1. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Практические 4 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Система социальных гарантий Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Система социальных гарантий Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Система социальных гарантий Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Защита интересов клиента в суде и государственных органах
5.1. Судебная защита клиента Практические 4 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.2. Судебная защита клиента Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.3. Внесудебная защита прав граждан Практические 4 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.4. Внесудебная защита прав граждан Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, а также в форме выступлений на практических занятиях.
Задание 1.
Подготовить презентацию на тему "Правовое обеспечение социальной работы с клиентов" (на выбор: ветеран Великой отечественной войны, ветеран труда, многодетная мать, опекуны/попечители, осужденные, ВИЧ-инфицированные, наркозависимые, семья/несовершеннолетний, находящаяся(-ийся) в социально опасном положении, приемные родители, безработный, пенсионер по возрасту, инвалид, ребенок-инвалид, несовершеннолетний, находящийся в конфликте с законом).
Задание 2.
Проанализировать и подготовить презентацию следующих нормативно-правовых актов:
1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ
"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи"
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
"О ветеранах"
7. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
9. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
"О занятости населения в Российской Федерации"
10. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
"Об опеке и попечительстве"
11. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
12. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых работ по дисциплине
«Правовое обеспечение социальной работы»

1. Государственно-правовые основы социальной работы.
2. Правовые основы оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации.
3. Административно-правовое регулирование в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации.
4. Социальные права и гарантии личности в современном российском обществе.
5. Правовые основы деятельности социального предпринимателя в Российской Федерации.
6. Правовые основы деятельности социально-ориентированных некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации
7. Нормативно-правовые основы деятельности поставщиков социальных услуг
8. Права и обязанности получателей социальных услуг
9. .Социальные проблемы инвалидов, их права и гарантии в современном российском обществе.
10. Социальные проблемы беженцев, их права и гарантии в современном российском обществе.
11. Социальные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их права и гарантии в современном российском обществе.
12. Социальные проблемы мигрантов, их права и гарантии в современном российском обществе.
13. Социальные проблемы людей без определенного места жительства, их права и гарантии в современном российском обществе.
14. Правовые основы деятельности специалиста по социальной работе в Российской Федерации.
15. Социальные права граждан в Российской Федерации.
16. Права и обязанности родителей и детей.
17. Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах: правовые механизмы реализации.
18. Локальные нормативно-правовые документы в организации социального обслуживания.
19. Правовые основы социальной работы с военнослужащими в Российской Федерации.
20. Трудовые права лиц с семейными обязанностями и их защита в Российской Федерации.
21. Трудовые права несовершеннолетних и их защита в Российской Федерации.
22. Правовые и социальные гарантии для молодых семей в Российской Федерации.
23. Правовые основы социальной работы с многодетными семьями на региональном уровне.
24. Международно-правовое регулирование в сфере защиты социальных прав.
25. Правовые и социальные гарантии для опекунов и попечителей в Российской Федерации.
26. Правовые и социальные гарантии для лиц, находящихся в местах лишения свободы.
27. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
28. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания и обеспечения пожилых людей
29. Правовые основы социальной защиты малообеспеченных семей.
30. Условия и порядок признания гражданина безработным, правовые основы их социальной защиты
31. Нормативно-правовое обеспечение деятельности благотворительных организаций в Российской Федерации.
32. Нормативно-правовое обеспечение деятельности реабилитационных центров для несовершеннолетних в Российской Федерации.
33. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психоневрологических интернатов в Российской Федерации.
34. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психоневрологических интернатов в Российской Федерации.
35. Нормативно-правовое обеспечение деятельности организаций полустационарного обслуживания в Российской Федерации.
36. Нормативно-правовое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.2 А.П. Толмачев Право социального обеспечения. Конспект лекций : М.: А-Приор, 2009 biblioclub.ru
Л1.3 Правоведение Р.Т. Мухаев: М.: Юнити-Дана,, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Х. Абашидзе, А.О. Гольтяев Универсальные механизмы защиты прав человека: М.: Юнити-Дана, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Т.М. Рассолова Гражданское право: М.: Юнити-Дана, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э2 Государственная дума. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/]
Э3 Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э4 Министерство труда и социальной защиты населения РФ. Официальный сайт: банк документов [Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs]
Э5 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э6 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э7 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/]
Э8 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.