Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 52 | 52 | 52 | 52 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 77 | 77 | 77 | 77 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "История России" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Историю формирования государственных институтов России. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Устанавливать параллели между государственными и социальными институтами прошлого и современности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками выявления альтернатив исторического развития в соответствии с реально существовавшими историческими предпосылками. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Древняя история славян. Русское государство в IX– XIII в. | ||||||
1.1. | История восточнославянской общности в догосударственный период. | Лекции | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Формирование духовного единства древнерусского общества. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Формирование духовного единства древнерусского общества. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Киевская Русь в IX–первой половине XI в. | Лекции | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Русские земли в эпоху политической раздробленности (вторая половина XI– первая треть XIII в.). | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Русь в XIII в. Борьба с иноземными захватчиками. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Русь в XIII в. Борьба с иноземными захватчиками. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Объединительный процесс в Великороссии (XIV – первая четверть XVI в.). Московское царство в середине XVI–XVII вв. | ||||||
2.1. | Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая половина XV вв. | Лекции | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Московское царство во второй половине XV в.– конце XVI в. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Смутное время в Российском государстве. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Смутное время в Российском государстве. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Правление первых Романовых. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Российская империя в XVIII в. | ||||||
3.1. | Россия в правление Петра I. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Эпоха дворцовых переворотов в России. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Эпоха дворцовых переворотов в России. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Россия во второй половине XVIII столетия. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. История России в первой половине XIX в. | ||||||
4.1. | Внутренняя политика России в первой половине XIX в. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Движение декабристов. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Движение декабристов. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.5. | Внешняя политика России в первой половине XIX столетия. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.6. | Внешняя политика России в первой половине XIX столетия. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Российская империя во второй половине XIX в. | ||||||
5.1. | Либеральные реформы 1860–1870-х гг. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Общественное движение в пореформенной России. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.6. | Внешняя политика России во второй половине XIX в. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.7. | Внешняя политика России во второй половине XIX в | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Россия в конце XIX – первой половине XX вв. | ||||||
6.1. | Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Политические партии в России начала XX в. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Политические партии в России начала XX в. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). | Лекции | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.5. | Внешняя политика России в начале XX в. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.6. | Внешняя политика России в начале XX в. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. История советского государства в межвоенный период | ||||||
7.1. | Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.2. | Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.3. | Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 8. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. | ||||||
8.1. | Передвоенное развитие СССР. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
8.2. | Великая Отечественная война. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 9. СССР в 1950-е - 1980-е гг. | ||||||
9.1. | Восстановление экономики и политическое развитие в 1945–1953 гг. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.2. | Попытки реформирования советской модели социализма. СССР во второй половине 1950-х - конце 1970-х гг. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.3. | Попытки реформирования советской модели социализма. СССР во второй половине 1950-х - конце 1970-х гг. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.4. | Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.5. | Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.6. | СССР в 1985–1991 гг. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 10. Россия в 1990-е - начале 2000-х | ||||||
10.1. | Россия в 1990-е гг. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
10.2. | Россия в 1990-е гг. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
10.3. | Россия в 2000-е гг. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
10.4. | Россия в 2000-е гг. | Сам. работа | 2 | 7 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
10.5. | Экзамен | 2 | 27 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. «У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки … Мы европейские слова И азиатские поступки». (Н. Щербина). 2. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин). 3. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин). 4. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман). 5. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский). 6. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов). 7. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский). 8. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский). 9. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестныйавтор). 10. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин). 11. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин). 12. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад). 13. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский). 14. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров). 15. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман). 16. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский). 17. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов). 18. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева | История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445 |
Л1.2 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зиновьева, В.И. | Отечественная история : учебное пособие | Томск : Эль Контент, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» | biblioclub.ru | ||
Э3 | История России | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «История» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 10 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (52 часа лекционных и 24 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать: • умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники; • логичность построения хода и результатов выполнения работы; • умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию; • представление полного ответа на предложенные вопросы; • умение использовать дополнительные возможности информационных технологий. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса. |