Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Основы археологии» является изучение истории зарождения, становления и развития археологической науки в России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02 |
OK-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-24 | способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Историю археологических исследований, основные виды археологических памятников и археологическую периодизацию. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять основные методы археологических исследований в своей научно-исследовательской деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыки обработки археологических материалов и опыт работы с научной литературой по археологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводная часть. Теоретические основы курса. | ||||||
1.1. | Введение в археологию | Лекции | 7 | 6 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.2. | История становления и развития археологии в России | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.3. | История изучения палеолита Сибири | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.4. | Археологические памятники и источники | Сам. работа | 7 | 36 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.5. | История формирования и развития археологии | Лекции | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.6. | Археологические памятники и методы их изучения | Лекции | 7 | 6 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.7. | «Археологическая культура» – понятие современной археологии | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.8. | Научная регламентация археологических раскопок и разведок. Современное законодательство об охране и использовании памятников археологии | Сам. работа | 7 | 32 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 2. Археология эпох камня, палеометалла, раннего железного века и средневековья | ||||||
2.1. | Археология каменного века | Лекции | 7 | 4 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.2. | Неолит Евразии | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.3. | Археология палеометалла | Лекции | 7 | 6 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.4. | Андроновская культурно-историческая общность | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.5. | Археология раннего железного века | Лекции | 7 | 6 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.6. | Эпоха раннего железа (скифское и гунно-сарматское время) | Сам. работа | 7 | 22 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.7. | Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.8. | Тагарская культура | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.9. | Гунно-сарматское время Центральной Азии и Южной Сибири | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.10. | Средневековая археология | Лекции | 7 | 6 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.11. | Этнокультурная история Западной и Южной Сибири в раннем средневековье | Практические | 7 | 2 | OK-2, ПК-24 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие «археология» и основные характеристики научной дисциплины. 2. Археологические источники. 3. Археологическая периодизация и хронология. 4. Виды археологических памятников. 5. Археологические методы изучения источников. 6. Антропогенез и индустрия палеолита. 7. Развитие человека в голоцене. Археологические культуры мезолита. 8. Освоение человеком металлургии. Археологические культуры энеолита. 9. Археологические культуры раннего и развитого бронзового века. 10. Археологические культуры позднего бронзового века. 11. Освоение железоделательного производства и его культурно-историческое значение. 12. Кочевые культуры раннего железного века степной полосы Евразии. 13. Кочевые культуры эпохи раннего средневековья. 14. Кочевые культуры эпохи развитого средневеколвья. 15. Развитие археологии в России. 16. Понятие «археологическая культура» в археологии. 17. Изучение палеолита в Сибири. 18. Понятие «неолитической революции». 19. Андроновская культурно-историческая общность. 20. Изучение скифской эпохи Алтая. 21. Южная Сибирь в гунно-сарматское время. 22. Западная Сибирь в раннем средневековье. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы: 1. Археологические методы исследования. 2. Естественнонаучные методы в археологии. 3. Разновидности поселенческих памятников. 4. Разновидности погребальных памятников. 5. Способы погребений: возникновение и эволюция. 6. Основные комплексы археологических предметов. Рефераты: 1. Палеолит Алтая: памятники и характеристика эпохи. 2. Мезолитические комплексы Алтая. 3. Неолит Алтая и Западной Сибири. 4. Бронзовый век юга Западной Сибири. 5. Ранний железный век на Алтае. 6. Алтай в эпоху средневековья. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: История изучения палеолита Сибири 1. Открытие и первоначальное осмысление палеолита Сибири (2-я половина XIX – начало XX вв.). 2. Начало профессионального изучения палеолита Сибири (30–40-е годы XX в.). Работы М.М. Герасимова, А.П. Окладникова, Г.П. Сосновского, С.М. Сергеева и др. 3. Изучение палеолита Сибири в 50–70-е годы XX в. Выделение культур и этнокультурных ареалов. Особенности палеолитического искусства Сибири. 4. Выделение и обоснование раннепалеолитической и мустьерской эпохи Сибири. Современные гипотезы заселения и освоения Сибири человеком. 5. Изучение палеолита Алтая в 1980–2000-е гг. Учебники и учебные пособия Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М., 2006. С. 28–91. Деревянко А.П., Маркин С.В., Васильев С.А. Палеолитоведение: Ведение и основы. Новосибирск, 1994. 288 с. История Алтая: Учебное пособие. Барнаул, 1995. Т. 1. С. 7–24. Кунгуров А.Л. Палеолит и мезолит Алтая: учебное пособие. Барнаул, 1989. 89 с. Кунгуров А.Л., Цыро А.Г. История открытия и изучения палеолита Алтая: учебное пособие. Барнаул: Азбука, 2006. 144 с. Мартынов А.И. Археология: Учебник. М., 2005. С. 57–96. Основная литература Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. Свод археологических источников. М.; Л., 1962. (САИ. А4–3). Деревянко А.П. Верхний палеолит в Африке и Евразии и формирование человека современного анатомического типа. Новосибирск, 2011. 560 с. История Сибири. Л., 1968. Т. 1. Палеолит СССР. М., 1984. С. 9–15, 145–149, 302–334. (Археология СССР). Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Андроновская культурно-историческая общность 1. Природно-экологические условия в эпоху бронзы на территории Евразии. 2. Понятие «культурно-историческая общность». 3. Андроновская культурно-историческая общность. 4. Археологические памятники андроновской культуры Алтая. Учебники и учебные пособия Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 219–250. Мартынов А.И. Археология: Учебник. М.: Высш. шк., 2005. С. 181–190, 209–218. История Алтая: Учебное пособие. Барнаул, 1995. Ч. 1. С. 45–51. Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век: Учеб. пособие. М.,2002. 226 с. Литература Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986. С. 41–50. История Сибири. Том 1. Древняя Сибирь. Л, 1968. С. 172–180. Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б. Итоги археологического изучения памятников энеолита и бронзового века лесостепного и степного Алтая // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. XV. С. 194–222. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. С. 67–105. Корочкова О.Н. К обсуждению термина «андроновская общность» // Проблемы первобытной археологии Евразии. М., 2004. С. 202–211. Косарев М.В. Второй период развития бронзового века Западной Сибири (андроновская эпоха) // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР, М., 1987. С. 276–279. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994. 464 с. Матвеев А.В. Первые андроновцы в лесах Зауралья. Новосибирск, 1999. 417 с. Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. 1929. Т. IV. Вып. 2. С. 41–62. Ткачева Н.А., Ткачев А.А. Эпоха бронзы Верхнего Прииртышья. Новосибирск, 2008. 304 с. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин | Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 |
Л1.2 | Скрипкин А.С. | История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5 |
Л1.3 | Мартынов, А. И. | Археология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Добровольская М.В. | Археология: учебное пособие | М.: Прометей, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Петров Н.И. | Археология: учебное пособие | Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2008 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Шер Я.А. | Введение в археологию: учебное пособие | М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» | http//www.archeology.asu.ru | ||
Э2 | Скифская эпоха Алтая | www.hist.asu.ru | ||
Э3 | «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул) | www-ic.dcn-asu.ru | ||
Э4 | Институт археологии этнографии СО РАН | www.sati.archaeology.nsc.ru | ||
Э5 | Anthropology | www.brown.edu | ||
Э6 | Бронзовый век | www.geocities.com | ||
Э7 | Государственный Эрмитаж | www.hermitage.ru | ||
Э8 | Археология Европы | odur.let.rug.nl | ||
Э9 | Академия наук | www.ban.ru | ||
Э10 | Археологический web-журнал Сибири | www.mmedia.nsu.ru | ||
Э11 | Археологическое обозрение | kleio.dcn-asu.ru | ||
Э12 | Археология | www.list.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с историей археологических исследований, основными видами археологических памятников и археологической периодизацией; обратить внимание на применение основных методов археологических исследований; усвоить приемы обработки археологических материалов и опыт работы с научной литературой по археологии. Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических заданий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Основы археологии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |