Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 18 | 12 | 18 |
Практические | 24 | 18 | 24 | 18 |
Сам. работа | 72 | 144 | 72 | 144 |
Итого | 108 | 180 | 108 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А.Тишкин
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений о развитии различных теорий, объясняющих специфику этноса, наций, а также раскрытие причин возникновения национализма и анализ его видов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02 |
ОПК-6 | готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий аппарат |
ПК-1 | способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные теоретические понятия в антропологической и этнологической науках |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать полевые этнографические материалы при анализе проблем наций и национализма |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методикой работы с антропологическими материалами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1 | ||||||
1.1. | Теория этноса | Лекции | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Начальный этап разработки теории этноса в отечественной этнологии (П. И. Кушнер, М. О. Косвен, В. К. Никольский, С. П. Толстов). Советская этнология как наука об этносах | Лекции | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.3. | Осмысление этноса как историко-социального явления. Новая историческая общность – советский народ и теория этноса в 1970 х гг. Этнос как культурное (М. В. Крюков, Ю. И. Семенов, С. А. Арутюнов) или естественное образование (Л. Н. Гумилев). | Сам. работа | 4 | 72 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.4. | Компонентный анализ этноса (В. В. Пименов). Степень объективности и универсальности признаков этноса. Проблема реальности этноса в творчестве В. А. Тишкова. Конструктивизм в отечественной этнологии 1990 х гг. и его критика. Парадигмы современных исследований этноса: плюрализм подходов и критерии истинности. | Практические | 4 | 6 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.5. | Определения понятия «национализм». Содержание понятия «нация». «Государственный» и «этнический» национализм. Ключевые понятия теоретико-политического изучения национализма. | Лекции | 4 | 6 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.6. | Примордиализм: социобиологический подход (П. ван ден Берге, Л. Н. Гумилев). Культурный примордиализм (Э. Милз, К. Гирц). Культурно-исторический подход (Ю. В. Бромлей). Теоретическое осмысление феномена национализма Э. Дюркгейма и М. Вебера. Анализ национализма в рамках марксистской традиции (О. Бауэр). «Теория коммуникации» К. Дойча. Типология и класификация национализма (К. Хейес, Г. Кон, Л. Снайдер, Э. Х. Карр). | Практические | 4 | 6 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.7. | Теории классического модернизма. Экономическая трансформация. Работы неомарксистов. Теория неравномерного развития и империализма Т. Нейрона. Концепция внутреннего колониализма, стратегии рационального выбора элиты М. Хечтора. | Лекции | 4 | 8 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.8. | «Старые, непрерывные» нации. Культурный и политический национализм (С. Рейнгольдс, Д. Хатчинсон). Концепция мифосимволических комплексов. (Д. Амстронг). Этносимволическая концепция Э. Смита: основные принципы национализма, истоки и типы нации, теория мифа, нация и этнос. Социальный конструктивизм. Родоначальники социального конструктивизма П. Бергер, Т. Лукман. Концепция национализма Б. Андерсона. Нации как «изобретенные традиции», этапы развития национализма, этнический и гражданский национализм (Э. Хобсбаум). Современное состояние дискуссий. | Сам. работа | 4 | 72 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.9. | Понятие дискурса. Национализм и либерализм. Национализм и социализм. Национализм и консерватизм. Национализм и расизм. Понятие «расизм». Расизм как теория и идеология. Содержание расистской логики. Социальные истоки расизма. Формы расизма. Антисемитизма как форма расизма. Национализм и фашизм | Практические | 4 | 6 | ПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы: 1. Нации и национализм: определение понятий. 2. Ключевые понятия теоретико-политического изучения национализма. 3. Современные теории национализма: примордиализм. 4. Анализ национализма в рамках марксистской традиции (О. Бауэр). 5. «Теория коммуникации» К. Дойча. 6. Типология и класификация национализма (К. Хейес, Г. Кон, Л. Снайдер, Э. Х. Карр). 7. Теории национализма, сформулированные в рамках классического модернизма. 8. Основные положения теории Э Гелнера. 9. Культурный и политический национализм (С. Рейнгольдс, Д. Хатчинсон). 10. Концепция мифосимволических комплексов. (Д. Амстронг). 11. Этносимволическая концепция Э. Смита: основные принципы национализма, истоки и типы нации, теория мифа, нация и этнос. 12. Социальный конструктивизм. Родоначальники социального конструктивизма П. Бергер, Т. Лукман. 13. Концепция национализма Б. Андерсона. 14. Нации как «изобретенные традиции», этапы развития национализма, этнический и гражданский национализм (Э. Хобсбаум). 15. Национализм как тип политического дискурса. 16. Современная политическая мифология: обзор теоретических концепций. 17. Мифы в политической истории России (основные мифологемы). 18. Современное мифотворчество: средства массовой информации как «фабрики» воспроизводства мифов. 19. Проблема мифологизации истории. 20. Феномен «новой хронологии». Русская история: попытки нового прочтения (профессиональная историография и «folk-history»). 21. Школы исследователей исторической (культурной) памяти. 22. Образ прошлого в пространстве политической культуры. 23. История как форма национальной идеологии. 24. Восприятие истории народов СССР и исторические образы России на постсоветском пространстве. 25. Феномен неоязычества: структура, задачи, цели неоязыческого движения. 26. Конструирования этничности и этническая пресса. 27. Политический миф как семиологическая система (Р. Барт). 28. Типология политической символики. 29. Искусство как аккумулятор символов и ценностей этнического самосознания. 30. Этнополитическое развитие субъектов Сибирского Федерального округа. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работы 1. Что включают в себя понятия «Объект» и «Предмет» этнологии? 2. Назовите основные методы этнологических исследований. 3. Какие основные группы источников используются в этнологии? 4. Назовите основные компоненты этноса. 5. Назовите основные функции этнической культуры Темы рефератов 1. Взгляды Э. Гэлнера на проблемы национализма 2. Б. Андерсон и «Воображаемые сообщества». 3. Национализм как тип политического дискурса. 4. Э. Хобсбаум и его взгляды на сущность наций и национализма 5. Ю. Бромлей и его концепция этноса. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Дуалистические представления об этносе как этно-социальном организме наиболее полно изложены в трудах: 1. Ю.В. Бромлея, 2. Г.Е. Маркова, 3. Л.Н. Гумилева, 4. Н.Н. Чебоксарова. 2. Термином «этноним» обозначают: 1. Прародину этноса. 2. Название этноса. 3. Территорию проживания этноса. 4. Компактные национальные группы, живущие за пределами территории, занятой соплеменниками. Процесс утраты этнической группой своей культуры и приобретение культуры другого народа именует-ся: 1. Этнической парциацией. 2. Этнической интеграцией. 3. Ассимиляцией. 4. Аккультурацией. Экзоэтноним это: 1. Название этноса, используемое членами этого этноса. 2. Название этноса, используемое представителями других (соседних) народов. 3. Шуточное название этноса. 4. Научное название этноса. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мнацаканян М. О. | Нации и национализм : Социология и психология национальной жизни: учебное пособие | Издатель: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. | ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И. И. Назаров | Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Гумер | : http://www.gumer.info/ | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова | : htpp://www.hist.msu.ru/ER/index.html | ||
Э3 | Сайт Института этнологии и антропологии РАН | www. ras.iea.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70. На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное; Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно. |