МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория этноса, наций и национализма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 18 12 18
Практические 24 18 24 18
Сам. работа 72 144 72 144
Итого 108 180 108 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, И.И. Назаров

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, С.П. Грушин

Рабочая программа дисциплины
Теория этноса, наций и национализма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А.Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А.Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений о развитии различных теорий, объясняющих специфику этноса, наций, а также раскрытие причин возникновения национализма и анализ его видов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий аппарат
ПК-1 способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теоретические понятия в антропологической и этнологической науках
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать полевые этнографические материалы при анализе проблем наций и национализма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методикой работы с антропологическими материалами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Теория этноса Лекции 4 2 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Начальный этап разработки теории этноса в отечественной этнологии (П. И. Кушнер, М. О. Косвен, В. К. Никольский, С. П. Толстов). Советская этнология как наука об этносах Лекции 4 2 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Осмысление этноса как историко-социального явления. Новая историческая общность – советский народ и теория этноса в 1970 х гг. Этнос как культурное (М. В. Крюков, Ю. И. Семенов, С. А. Арутюнов) или естественное образование (Л. Н. Гумилев). Сам. работа 4 72 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Компонентный анализ этноса (В. В. Пименов). Степень объективности и универсальности признаков этноса. Проблема реальности этноса в творчестве В. А. Тишкова. Конструктивизм в отечественной этнологии 1990 х гг. и его критика. Парадигмы современных исследований этноса: плюрализм подходов и критерии истинности. Практические 4 6 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Определения понятия «национализм». Содержание понятия «нация». «Государственный» и «этнический» национализм. Ключевые понятия теоретико-политического изучения национализма. Лекции 4 6 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.6. Примордиализм: социобиологический подход (П. ван ден Берге, Л. Н. Гумилев). Культурный примордиализм (Э. Милз, К. Гирц). Культурно-исторический подход (Ю. В. Бромлей). Теоретическое осмысление феномена национализма Э. Дюркгейма и М. Вебера. Анализ национализма в рамках марксистской традиции (О. Бауэр). «Теория коммуникации» К. Дойча. Типология и класификация национализма (К. Хейес, Г. Кон, Л. Снайдер, Э. Х. Карр). Практические 4 6 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.7. Теории классического модернизма. Экономическая трансформация. Работы неомарксистов. Теория неравномерного развития и империализма Т. Нейрона. Концепция внутреннего колониализма, стратегии рационального выбора элиты М. Хечтора. Лекции 4 8 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.8. «Старые, непрерывные» нации. Культурный и политический национализм (С. Рейнгольдс, Д. Хатчинсон). Концепция мифосимволических комплексов. (Д. Амстронг). Этносимволическая концепция Э. Смита: основные принципы национализма, истоки и типы нации, теория мифа, нация и этнос. Социальный конструктивизм. Родоначальники социального конструктивизма П. Бергер, Т. Лукман. Концепция национализма Б. Андерсона. Нации как «изобретенные традиции», этапы развития национализма, этнический и гражданский национализм (Э. Хобсбаум). Современное состояние дискуссий. Сам. работа 4 72 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.9. Понятие дискурса. Национализм и либерализм. Национализм и социализм. Национализм и консерватизм. Национализм и расизм. Понятие «расизм». Расизм как теория и идеология. Содержание расистской логики. Социальные истоки расизма. Формы расизма. Антисемитизма как форма расизма. Национализм и фашизм Практические 4 6 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Нации и национализм: определение понятий.
2. Ключевые понятия теоретико-политического изучения национализма.
3. Современные теории национализма: примордиализм.
4. Анализ национализма в рамках марксистской традиции (О. Бауэр).
5. «Теория коммуникации» К. Дойча.
6. Типология и класификация национализма (К. Хейес, Г. Кон, Л. Снайдер, Э. Х. Карр).
7. Теории национализма, сформулированные в рамках классического модернизма.
8. Основные положения теории Э Гелнера.
9. Культурный и политический национализм (С. Рейнгольдс, Д. Хатчинсон).
10. Концепция мифосимволических комплексов. (Д. Амстронг).
11. Этносимволическая концепция Э. Смита: основные принципы национализма, истоки и типы нации, теория мифа, нация и этнос.
12. Социальный конструктивизм. Родоначальники социального конструктивизма П. Бергер, Т. Лукман.
13. Концепция национализма Б. Андерсона.
14. Нации как «изобретенные традиции», этапы развития национализма, этнический и гражданский национализм (Э. Хобсбаум).
15. Национализм как тип политического дискурса.
16. Современная политическая мифология: обзор теоретических концепций.
17. Мифы в политической истории России (основные мифологемы).
18. Современное мифотворчество: средства массовой информации как «фабрики» воспроизводства мифов.
19. Проблема мифологизации истории.
20. Феномен «новой хронологии». Русская история: попытки нового прочтения (профессиональная историография и «folk-history»).
21. Школы исследователей исторической (культурной) памяти.
22. Образ прошлого в пространстве политической культуры.
23. История как форма национальной идеологии.
24. Восприятие истории народов СССР и исторические образы России на постсоветском пространстве.
25. Феномен неоязычества: структура, задачи, цели неоязыческого движения.
26. Конструирования этничности и этническая пресса.
27. Политический миф как семиологическая система (Р. Барт).
28. Типология политической символики.
29. Искусство как аккумулятор символов и ценностей этнического самосознания.
30. Этнополитическое развитие субъектов Сибирского Федерального округа.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работы
1. Что включают в себя понятия «Объект» и «Предмет» этнологии?
2. Назовите основные методы этнологических исследований.
3. Какие основные группы источников используются в этнологии?
4. Назовите основные компоненты этноса.
5. Назовите основные функции этнической культуры

Темы рефератов
1. Взгляды Э. Гэлнера на проблемы национализма
2. Б. Андерсон и «Воображаемые сообщества».
3. Национализм как тип политического дискурса.
4. Э. Хобсбаум и его взгляды на сущность наций и национализма
5. Ю. Бромлей и его концепция этноса.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Дуалистические представления об этносе как этно-социальном организме наиболее полно изложены в трудах:
1. Ю.В. Бромлея,
2. Г.Е. Маркова,
3. Л.Н. Гумилева,
4. Н.Н. Чебоксарова.

2. Термином «этноним» обозначают:
1. Прародину этноса.
2. Название этноса.
3. Территорию проживания этноса.
4. Компактные национальные группы, живущие за пределами территории, занятой соплеменниками.

Процесс утраты этнической группой своей культуры и приобретение культуры другого народа именует-ся:
1. Этнической парциацией.
2. Этнической интеграцией.
3. Ассимиляцией.
4. Аккультурацией.

Экзоэтноним это:
1. Название этноса, используемое членами этого этноса.
2. Название этноса, используемое представителями других (соседних) народов.
3. Шуточное название этноса.
4. Научное название этноса.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мнацаканян М. О. Нации и национализм : Социология и психология национальной жизни: учебное пособие Издатель: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Гумер : http://www.gumer.info/
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова : htpp://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э3 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное;
Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.