МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эволюция человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 16 12 16
Практические 24 20 24 20
Сам. работа 117 72 117 72
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 135 180 135

Программу составил(и):
к.и.н., профкссор, А.Л. Кунгуров

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, С.П. Грушин

Рабочая программа дисциплины
Эволюция человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины является формирование у студентов целостного научного представления об истории открытия и изучения ископаемых предков человека и основных этапах и движущих силах эволюционного процесса родов Australopithecus и Homo.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением основными положениями, законами и методами естественных наук; способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира
ОПК-6 готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий аппарат
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
ПК-7 готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Периодизацию и хронологию антропогенового периода.
Основные гипотезы и концепции эволюции человека и общества.
Принципы полевых и камеральных антропологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.Соотносить периоды эволюцииа человека с разделами и хронологией антропогенового периода.
Применять в научной деятельности корпус источников, отражающий проблемы эволюции человека и общества.
Оценивать и интерпретировать антропологические параметры и замеры остеологического материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В методике критической оценки современных теорий происхождения человека.
В использовании информационных ресурсов, отражающих итоги и результаты новейших археологических и антропологических исследований.
в использовании приемов и методов научного описания и интерпретации антропологических и этногогических данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы общей теории эволюции
1.1. Основы общей теории эволюции: внутренние и внешние движущие силы; актуальность проблем климатического воздействия. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Особенности адаптации к меняющемуся климату различных видов и родов приматов. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Основы общей теории эволюции. Внутренние и внешние движущие силы. Актуальность проблем климатического воздействия. Особенности адаптации к меняющемуся климату различных видов и родов приматов. Сам. работа 8 15 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Открытие Australopithecus и ископаемых Homo.
2.1. Открытие Australopithecus и ископаемых Homo. Формирование представлений о эволюции человека и его культуры. Первые открытия и их судьба. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Открытие Australopithecus и ископаемых Homo. Исследователи и открытия. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Открытие Australopithecus и ископаемых Homo. Основные этапы изучения ископаемого человека. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Открытие Australopithecus и ископаемых Homo. Формирование представлений о эволюции человека и его культуры. Первые открытия и их судьба. Исследователи и открытия. Основные этапы изучения ископаемого человека. Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Особенности эволюции рода Australopithecus.
3.1. Особенности эволюции рода Australopithecus. Виды австралопитеков и ареалы их обитания. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Особенности эволюции рода Australopithecus: анатомия, двуногая локомация, орудийная деятельность. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Особенности эволюции рода Australopithecus. Развитие форм внутри рода. Место в эволюции гоминид. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Особенности эволюции рода Australopithecus. Виды австралопитеков и ареалы их обитания. Особенности эволюции: анатомия, двуногая локомация, орудийная деятельность. Развитие форм внутри рода. Место в эволюции гоминид. Сам. работа 8 15 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Особенности эволюции ранних Homo.
4.1. Архантропы и их виды. Особенности эволюционных процессов за пределами Африканского континента. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Архантропы и их виды. Особенности эволюционных процессов за пределами Африканского континента. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Особенности эволюции ранних Homo. Архантропы и их виды. Особенности эволюционных процессов за пределами Африканского континента. Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Неандертальская проблема.
5.1. Неандертальская проблема. Современные научные представления о анатомии и эволюции Homo neanderthalensis и его распространения по территории Евразии. Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Современные научные представления о анатомии и эволюции Homo neanderthalensis и его распространения по территории Евразии. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Неандертальская проблема. Современные научные представления о анатомии и эволюции Homo neanderthalensis и его распространения по территории Евразии. Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Homo sapiens idaltu и Homo sapiens sapiens.
6.1. Homo sapiens idaltu и Homo sapiens sapiens. Проблемы расселения, становления рас и расовых типов, метисация. Современные проблемы эволюции рода Homo. Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Homo sapiens idaltu и Homo sapiens sapiens. Проблемы расселения, становления рас и расовых типов, метисация. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Homo sapiens idaltu и Homo sapiens sapiens. Проблемы расселения, становления рас и расовых типов, метисация. Современные проблемы эволюции рода Homo. Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.4. Экзамен 8 27 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основы общей теории эволюции.
2. Основные открытия ископаемых предлюдей и представителей рода Homo.
3. Особенности эволюции рода Australopithecus.
4. Архантропы и их виды.
5. Неандертальская проблема.
6. Происхождение рода Homo: современные гипотезы.
7. Проблемы становления рас и расовых типов.
8. Современные проблемы эволюции рода Homo.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы
1. Основы общей теории эволюции. Внутренние и внешние движущие силы.
2. Особенности адаптации к меняющемуся климату различных видов и родов приматов.
3. Открытие Australopithecus.
4. Открытие ископаемых Homo.
5. Особенности эволюции ранних Homo.

Рефераты
1. Особенности антропологии австралопитеков.
2. Исследование древнейших стоянок Олдувайского ущелья.
3. Сьерра-де-Атапауэрка.
4. Чжоукоудянь и проблем выделения синантропа.
5. Деяельность Е. Дюбуа.
6. Находки захоронений неандертальцев в Европе и их особенности.
7. «Неандертальские» пещеры Ближнего Востока.
8. Дманиси.
9. Неандерталец на Алтае.
10. Погребения ископаемого Homo в Европе и их особенности.
11. Погребение ископаемого Homo в Евразии и их особенности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Выберите один ответ. Датой открытия австралопитека считается:
a. 1914 г.
b. 1884 г.
c. 1903 г.
d. 1924 г.

Выберите несколько верных ответов. Назовите два пещерных памятника в которых обнаружены погребения неандертальцев
a. Солютре
b. Мустье
c. Схул
d. Ашель
e. Альтамира


Выберите один ответ. Комплекс стоянок австралопитеков в Олдувайском ущелье открыл
a. Л. Лики
b. Е. Дюбуа
c. М. Лики
d. Л.Г. Морган

Выберите один ответ. Верхнепалеолитические погребения на стоянке Сунгирь открыл?
a. М.М. Герасимов
b. А.П. Окладников
c. О.Н. Бадер
d. В.Г. Чайлд
Выберите один ответ. Основателем методики реконструкции внешнего облика человека по черепу является
a. А. Хрдличка
b. А.А. Алексеев
c. М.М. Герасимов
d. С.А. Семенов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
Л1.2 Антропов Ю. А. Человековедение: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. ЧЕЛОВЕК В ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Акопов С. В. Человек многомерный: Научные монографии Алетейя, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ antropogenez.ru
Э2 Проблемы эволюции www.evolbiol.ru
Э3 Марков А.В. Эволюция человека. Главы из книги elementy.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Режим доступа: http://antropogenez.ru/articles/
Проблемы эволюции. Режим доступа: http://www.evolbiol.ru/index.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Д кабинет антропологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 5 посадочных мест; стеллажи с учебно-наглядными пособиями и оборудованием; микроскоп МБС-12; негатоскоп; антрометрические инструменты; палеоантропологические материалы; библиотека специальной учебной и научной литературы; электронная библиотека англоязычных статей соответствующей тематики из журналов
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дистанционные образовательные технологии, тестирование, разбор конкретных ситуаций, подготовка презентаций и докладов, деловая игра: разработка музейных проектов, отражающих эволюционные разработки.