МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнодемография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 36 24 36
Сам. работа 96 129 96 129
Итого 144 189 144 189

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этнодемография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор В.Н.Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор В.Н.Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Этнодемография» – сформировать представление об этнокультурной обусловленности демографических процессов.
Задачи курса состоят в усвоении основных принципов и понятий этнодемографии, приобретении знаний об особенностях семейной структуры и демографического поведения в различных этнических сообществах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю формирования этнодемографии в нашей стране;
базовые понятия и показатели, которыми оперирует этнодемография;
основные методы этнодемографии;
теоретические и методические вопросы курса.
3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать и анализировать данные этнодемографических показателей России,
использовать извлеченные сведения в научных целях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками вычисления основных этнодемографических показателей и использования их при решении задач;
методикой работы со статистическими таблицами, содержащими этнодемографические показатели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Введение в этнодемографию Лекции 4 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в этнодемографию Сам. работа 4 30 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в этнодемографию Практические 4 12 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Факторы демографического поведения Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.5. Факторы демографического поведения Сам. работа 4 30 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.6. Факторы демографического поведения Практические 4 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.7. Особенности демографических процессов у народов мира Лекции 4 12 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.8. Особенности демографических процессов у народов мира Сам. работа 4 69 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.9. Особенности демографических процессов у народов мира Практические 4 14 ПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Этническая демография как "пограничная" дисциплина между демографией и этнологией .
2. Этнодемография как учебная дисциплина. Предмет и объект изучения.
3. Российская историография этнодемографии.
4. Источники этнодемографии: разновидности, особенности составления и назначение.
5. Основные методы этнодемографических исследований.
6. Определение этнического состава населения в разных странах мира.
7. Этнические аспекты рождаемости.
8. Этнические аспекты смертности.
9. Этнические процессы как один из факторов динамики этнического состава населения.
10. Переписи и другие виды статистического учета населения
11. Этнодемографические процессы в Российской Федерации.
12. Этнодемографические процессы в странах ближнего зарубежья.
13. Этнодемографические процессы в европейских странах дальнего зарубежья.
14. Этнодемографические процессы в азиатских странах дальнего зарубежья.
15. Этнодемографические процессы в странах Африки.
16. Этнодемографические процессы в странах Америки.
17. Этнодемографические процессы в Австралии и Океании.
18. Современные тенденции этнодемографического развития населения мира.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Этнодемография как пограничная дисциплина
2. Методы исследования этнодемографии.
3. Переселения как фактор расширения границ государства.
4. Этнические процессы как один из факторов динамики этнического состава населения.
5. Этнодемографические процессы в разных регионах мира.
6. Этническая демография как "пограничная" дисциплина между демографией и этнологией .
7. Определение этнического состава населения в разных странах мира.
8. Этнические аспекты рождаемости.
9. Этнические аспекты смертности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотреть ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Еремин А.А. Демография: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/493
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гокова О.В. Демография: Омский гос. ун-т, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Института социологии РАН www.isras.ru
Э2 Институт антропологии и этнологии РАН iea-ras.ru
Э3 онлайновая научная структура «Соционет» socionet.ru
Э4 сайт журнала «Этнографическое обозрение» journal.iea.ras.ru
Э5 обзор демографических событий и публикаций на тему демографии. www.demographia.ru
Э6 электронная версия еженедельника «Население и Общество» Института демографии ГУ-ВШЭ www.demoscope.ru
Э7 сайт Фонд ООН по народонаселению (UNFPA) www.unfpa.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Этнодемография» состоит из основного раздела, включающего ряд тем. При освоении вводной части дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов. Также происходит знакомство обучающихся с предметом, источниками и методами курса, этапами развития и становления "Этнодемографии".
При изучении основной (содержательной) части дисциплины следует сосредоточиться на вопросах, посвященных закономерностям развития этнодемографических процессов. Студенты должны уметь использовать полученные знания для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социальных групп в современной России. Полученные знания и умения студенты могут использовать при моделировании развития социально-демографических, этнических и социально-профессиональных групп населения.
В процессе работы над курсом используются: графические материалы, схематично демонстрирующие основные демографические тенденции (графики, диаграммы, таблицы и др.); наглядные материалы, демонстрирующие процесс организации сбора демографической информации и результаты ее обработки (статистические сборники, данные переписей населения, переписные листы и др.); сравнительно-исторические данные, демонстрирующие основные этнодемографические тенденции.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Важно уметь самостоятельно работать с различными источниками информации.
Используйте, например, периодическую печать – специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
Большое количество фактического материала представлено на сайте ДЕМОСКОП WEEKLY (http://www.demoscope.ru).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. При подготовке задания важно применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности. При работе в группе необходимо толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.