МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировых религий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
История мировых религий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - ознакомить студентов с историей происхождения религий в широком культурно-историческом контексте: от архаических, этнических до национальных и мировых религий, их генезисом, особенностями, географией распространения
Задачи курса:
1. Рассмотреть религиоведение как область знания и его основные разделы
2. Изучить историю религий с древности до настоящего времени.
3. Рассмотреть панораму религиозно-мировоззренческих систем в древности, средневековье, новое и новейшее время.
4. Выявить культурно-исторические особенности формирования и развитие национальных и мировых религий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.происхождение, основные этапы развития религий в широком культурно-историческом контексте;
главные доктринальные положения и особенности культа национальных и мировых религий.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать культурно-исторические особенности национальных и мировых религий;
логично представлять освоенное знание;
применять современные теории, концепции и инструментарий истории культуры и музеологии в практической работе с объектами культурного и природного наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами изучения религии, приемами анализа связи религии и других областей культуры в истории общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общетеоретические подходы к изучению истории религии
1.1. Введение в курс. «История мировых религий» как научная дисциплина Лекции 8 4 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1
1.2. Проблема определения понятия «религия» в истории религиоведения. Современные определения религии Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1
1.3. Классификация религий и типология религиозных организаций Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1
1.4. Функции религии в обществе Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1
1.5. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1
1.6. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований Практические 8 2 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1
Раздел 2. Архаические, этнические и национальные религии
2.1. Политеистические религии Древнего мира Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1
2.2. Политеистические религии Древнего мира Практические 8 4 Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1
2.3. Религиозные воззрения славян Лекции 8 2 Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1
2.4. Национальные религии. Подготовка докладов и презентаций Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1
2.5. Национальные религии Практические 8 4 Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1
2.6. Иудаизм – национальная религия евреев Лекции 8 4 Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1
Раздел 3. Мировые религии
3.1. Буддизм: возникновение и историческое развитие Лекции 8 2 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.2. Буддизм: возникновение и историческое развитие Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.3. Буддизм: возникновение и историческое развитие Практические 8 2 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.4. История формирования ислама Лекции 8 2 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.5. Генезис и вероучение ислама Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.6. Генезис и вероучение ислама Практические 8 2 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.7. Истоки раннего христианства Лекции 8 2 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.8. Христианство Сам. работа 8 16 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.9. Христианство Практические 8 2 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.10. Основные направления в христианстве и особенности их учений Практические 8 2 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к зачетному занятию по дисциплине
«История мировых религий»
1. Предмет и структура религиоведения.
2. Подходы к определению понятия «религия».
3. Классификация религий.
4. Типология религиозных организаций.
5. Функции религии.
6. Основные подходы к рассмотрению проблемы происхождения религии.
7. Первобытные религии: тотемизм, фетишизм, анимизм (аниматизм).
8. Первобытные религии: магия, шаманство.
9. Развитие религиозных представлений в Древнем Египте.
10. Религиозные представления в Древней Месопотамии.
12. Эволюция религиозных представлений в Древней Греции.
13. Религия в Древнем Риме.
14. Политеистические воззрения славян.
15. Культы и обряды славян.
16. Историческое развитие иудаизма.
17. Священные книги иудаизма.
18. Основы вероучения иудаизма. Обряды и праздники иудаизма.
19. Религии Индии (индуизм, брахманизм).
20. Религии Индии (джайнизм, сикхизм)
21. Религии Китая (конфуцианство, даосизм).
22. Национальные религии (зороастризм, синтоизм).
23. Священные тексты буддизма. Основы буддийского вероучения.
24. Социально-экономические, политические и этические предпосылки возникновения и становления буддизма.
25. Обрядовая практика буддизма. Культы. Праздники.
26. История формирования ислама.
27. Священные книги. Основы вероучения ислама.
28. Обрядово-повседневная сторона ислама. Религиозные праздники.
29. Основные направления и школы в исламе.
30. Истоки раннего христианства.
31. Основы христианской религии.
32. Священные тексты в христианстве.
33. Основные направления в христианстве и особенности их учений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ:
1. Подходы к определению понятия религия.
2. Функции религии.
3. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований.
4. Политеистические религии древнего мира.
5. Религии Индии: индуизм, брахманизм, джайнизм, сикхизм.
6. Религии Китая: конфуцианство, даосизм.
7. Японская национальная религия синтоизм.
8. Зороастризм в Иране и Индии.
9. Буддизм: возникновение и историческое развитие.
10. Генезис и вероучение ислама.
11. Основные направления в христианстве и особенности их учений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Назовите музеи Алтайского края, в собраниях которых имеются коллекции по истории религий.
2. Перечислите богов греческого пантеона.
3. Укажите основные принципы вероучения иудаизма.
4. Назовите особенности национальных религий.
5. Охарактеризуйте основные направления буддизма.
6. Назовите православные праздники.
7. Выявите содержание католического вероучения.
8. Охарактеризуйте вероучение ислама.
9. Изучите содержание статьи Шишкина Н.В. Образовательные возможности музейной экспозиции («Из истории православия на Алтае. XVII – начало XX в.» в ГМИЛИКА) // Полевые исследования в верхнем Приобье и на Алтае: археология, этнография, устная история. Материалы V региональной научно-практической конференции памяти проф. А.П. Уманского. Вып. 5. Барнаул, 2009. С. 215–217.
Подготовьте письменный ответ на следующие вопросы:
1. С какого времени действует экспозиция «Из истории православия на Алтае. XVII – нач. XX вв.» в Государственном музее истории литературы. Искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА)?
2. Выявите и назовите особенности экспозиционного решения.
3. Перечислите музейные предметы, представленные в экспозиции. В чем заключается их уникальность?
4. Какие мероприятия культурно-образовательной деятельности музея и для какой возрастной категории посетителей разработаны и реализуются на указанной экспозиции?
5. В чем заключается привлекательность данной экспозиции для посетителей музея? Обоснуйте свою точку зрения.
Объем работы – 1-1,5 печатных листа текста в формате файла Word.
10. Осмотрите разделы экспозиции Музея истории Православия на Алтае. Письменно подготовьте анализ одного из разделов музейной экспозиции по следующему плану:
– название и концепция экспозиции. Тип экспозиции (систематическая, ансамблевая, ландшафтная, тематическая);
– применение специального (уникального) и/или универсального оборудования;
–– общие принципы (научной объективности, предметности, коммуникативности) и конкретные принципы (историко-хронологический, комплексно-тематический, проблемный) построения экспозиции;
– экспозиционные приемы/ способы группировки экспозиционных материалов /выделения экспозиционных центров, выявление связей между предметами, «массированный» показ однотипных материалов, разрядка путем создания пустого пространства, расположение экспонатов в пределах экспозиционного пояса, выделение первого и второго планов;
– качество экспозиционного материала: наличие подлинных музейных предметов и их характеристика по назначению и технологии изготовления. Используемые виды воспроизведений музейных предметов и внемузейных объектов;
– использование научно-вспомогательных материалов;
– особенности оформления и размещения текстов;
– световое оснащение;
– цветовое решение.
В заключении сделайте вывод о коммуникативной функции раздела экспозиции. Обоснуйте свою точку зрения.
Объем работы – 3-4 печатных листа текста в формате файла Word.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Григоренко А.Ю. История религий: учебник для академического бакалавриата Гриф УМО ВО, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2. КНИГА 1. БУДДИЗМ. ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ. ПРАВОСЛАВИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 И. Н. Яблоков. История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0.
Л1.4 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 1. КНИГА 2. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА. НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Элбакян Е. С. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов А.А. История мировых религий: учебное пособие ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 www.biblio-online.ru/book/E37D41B8-EC7F-43B1-8616-A7BCBC8C711C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировые и национальные религии www.openreality.ru
Э2 Электронная библиотека «Этноконфессиональное пространство России» http: //epr.ipil.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) «История мировых религий» размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2361. В нем размещены материалы, тематически сгруппированные по разделам дисциплины. Вниманию студентов предложен «Словарь терминов и понятий». К нему рекомендуется обращаться для ознакомления с содержанием нового для них термина.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии.
«Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Студентам рекомендуется выполнить работу заново и направить преподавателю на проверку. Задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не засчитываются, как удовлетворительные и должны быть доработаны автором.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией
На зачетное занятие допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 20 минут.