Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» является формирование представления о необходимости и возможности применения методов математики, в частности, математической статистики, в гуманитарных исследованиях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02 |
OK-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-23 | способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные направления и способы применения математических методов в гуманитарных исследованиях; – специфику обработки гуманитарных данных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – осуществлять подготовку гуманитарной информации для математической обработки; – подбирать адекватные математические методы для работы с гуманитарными материалами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – основными методами математической статистики; – технологиями работы с базами данных и электронными таблицами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Математические методы в гуманитарных науках | ||||||
1.1. | Введение в дисциплину | Лекции | 8 | 8 | OK-2, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Место математических методов в гуманитарных исследованиях. | Лекции | 8 | 6 | OK-2, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Статистические методы. | Лекции | 8 | 4 | OK-2, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Анализ взаимосвязей | Практические | 8 | 6 | OK-2, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Многомерный статистический анализ | Практические | 8 | 6 | OK-2, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Математическое моделирование в гуманитарных науках | Практические | 8 | 6 | OK-2, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Методологические и методические основы применения математических методов в гуманитарных исследованиях. | Практические | 8 | 6 | OK-2, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | изучение литературы, подготовка к зачету. | Сам. работа | 8 | 102 | OK-2, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Теория как форма научного знания. Проблемы методологии и методов научного познания. 2. Способы и методы познания. В чем отличие? Специфика методов научного познания. 3. Исследовательский процесс. Решение научной проблемы. 4. Уровни методов научного познания. Проблема истинности полученного знания. 5. Место истории в системе наук, особенности объекта и методов исторического познания. 6. Проблема «социологических» и «исторических» законов. Взаимосвязь между историческими законами и общесоциологическими законами в определенных конкретно-исторических условиях. Уровни сущности. 7. Общественно-историческое развитие. Проблемы альтернативности в историческом развитии. Сложность общественно-исторического развития и трудности в его познании. 8. Объективные и субъективные предпосылки возникновения альтернативной ситуации в исторической реальности. 9. Ход общественно-исторического развития в его альтернативных вариантах и вероятностные законы. 10. Исторический источник и исторический факт, учение об информации. Информация – отражение реального мира. Проблема повышения информативной отдачи исторических источников. 11. Источниковедение. Классификация источников. Методы получения, хранения, сбора и классификация информации. Характеристика. 12. Исторический факт, определение. Основные черты фактов исторической действительности. 13. Методы исторического исследования. Общенаучные методы и их место в историческом исследовании. 14. Метод изучения внутренней сущности и законов функционирования и развития сложных систем. 15. Диалектико-материалистический, интегрально-аналитический, дедуктивный методы научного познания - восхождение от абстрактного к конкретному. Характеристика методов. 16. Эмпирический, индуктивно-аналитический методы научного познания - восхождение от конкретного к абстрактному. Характеристика методов. 17. Классификация методов системного анализа. Достоинства. 18. Методология исторической науки. Основные методы исторического исследования. Традиционные и нетрадиционные. 19. Основные общеисторические методы научного исследования: Историко-генетический; историко-сравнительный; историко-типологический; историко-системный. Характеристика. Историческая ситуация. 20. Роль понятий и категорий в историческом исследовании. Структура и уровни исторического исследования. 21. Структура и уровни исторического исследования. Постановка исследовательской задачи. Историография, понятие. 22. Реконструкция исторической реальности и эмпирический уровень ее познания. Основные определения. Объяснение и теоретический уровень в историческом познании. 23. Количественные методы в историческом исследовании. Основные методы математико-статистического анализа. 24. Место количественных методов в исторических исследованиях. Математизация научных исследований и ее проявления в исторической науке. 25. Формализация и измерение исторических явлений. Общие проблемы формализации и измерения общественных явлений. 26. Особенности измерения исторических явлений, причины ошибок измерения. Систематические и случайные ошибки. 27. Моделирование исторических явлений и процессов. Математическая обработка и анализ количественных показателей, полученных в результате измерения изучаемых исторических явлений. Математизация научного познания. 28. Цели моделирования, его этапы и типы моделей. 29. Структурно-измерительное моделирование исторических явлений и процессов. 30. Имитационное моделирование в исторических исследованиях. 31. Многомерная типология в исторических исследованиях. 32. Виды моделирования в исторических исследованиях. 33. Понятие «меры». Измерение исторических явлений. 34. Системный подход в исторических исследованиях и источниковедении. 35. Системная природа математико-статистических методов (моделей). 36. Вариационные ряды и их характеристики. 37. Группировка данных и её виды в исторических исследованиях. 38. Суть, характеристики и область применения выборочного метода. 39. Основные пути и способы создания репрезентативной выборочной базы данных для исторического исследования. 40. Сущность, логика и основные направления применения методов математико-статистического анализа взаимосвязей. 41. Линейная корреляция. Понятие о частной и множественной корреляции. 42. Регрессионный анализ и интерпретация его результатов. 43. Статистический анализ динамических (временных) рядов в исторических исследованиях. 44. Изучение связей между временными рядами. 45. Методы анализа качественных признаков. 46. Метод статистической проверки гипотез и область его применения. 47. Область применения и задачи многомерного статистического анализа. 48. Место и роль ЭВМ в математико-статистических исторических исследованиях. Этапы исследовательской работы. 49. Использование математических методов в источниковедении массовых источников. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Научный метод в истории, определение. 2. Место истории в системе наук, особенности объекта и методов исторического познания. 3. Этапы развития исторической науки. 4. Исторический источник и исторический факт, определение. 5. Типы методов исторического исследования. Место метода в историческом исследовании. 6. Структура и уровни исторического исследования. 7. Объективное и субъективное в историческом познании. 8. Комплексный характер современных исторических исследований. 9. Математико-статистическая обработка исторических источников. 10. Соотношение методологии, методики и техники в историческом исследовании. 11. Техника и технологии в историческом исследовании. 12. Проблема выполнения измерения в истории. Понятие математической вероятности. 13. Динамические и статистические закономерности и их проявление в природе и обществе. 14. Функциональная и статистическая закономерности, их свойства. 15. Статистическая классификация массовых исторических источников. 16. Математические методы, классификация. Познавательные возможности математических методов. 17. Формализация и измерение исторических явлений. 18. Математические методы сбора исторической информации. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дронов, Сергей Вадимович | Математическая статистика: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. | Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов | М. : Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | О точных методах в гуманитарных науках | modernproblems.org.ru | ||
Э2 | Взаимосвязь математики и предметов гуманитарного цикла | headinsider.info | ||
Э3 | Математические методы в социально-гуманитарных науках | helpiks.org | ||
Э4 | Математические методы в точных и гуманитарных науках | eqworld.ipmnet.ru | ||
Э5 | Математические модели в гуманитарных и естественных науках: философская проблематизация | philosophy.spbu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью освоения учебной дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» является формирование представления о необходимости и возможности применения методов математики, в частности, математической статистики, в гуманитарных исследованиях. В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития применения математических методов в гуманитарных исследованиях, обращая при этом внимание на специфику обработки гуманитарных данных и подбор адекватных математических методов для работы с гуманитарными материалами. Дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях» предполагает изучение студентами (магистрантами, аспирантами) одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с возможным решение задач, связанных с математическим описанием различных процессов и математическим моделированием. На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (ОК-2) и одной профессиональной (ПК-23) компетенций, связанных с анализом основных этапов и закономерностей исторического развития общества и применением системного подхода и математических методов в формализации решения прикладных задач. При изучении материалов курса особое внимание следует обратить на роль и место математики в системе наук, ее отношениях с гуманитарными и социальными науками и дисциплинами. Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Очень важным является также понимание значения информации в современном мире и определение и содержание такого понятия, как «информационное общество». Изучаемый курс частично пересекается с такой научной дисциплиной, как историческая информатика. Историческая информатика – это научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования. В ее основе лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов. Далее вниманию обучающихся представляется материал о месте математических методов в историческом исследовании. особое внимание уделяется взаимоотношениям между историей и статистикой. Важным моментом является и связь применения математических с таким понятием, как база данных – совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области. Каждая база данных тематически определяется своей предметной областью, т.е. теми объектами реального мира, информацию о которых она содержит. Поэтому иногда базу данных называют информационной моделью предметной области. Особое место в курсе занимают вопросы, связанные с математическим моделированием. Согласно современной точке зрения рассматривается три класса математических моделей: статистические, имитационные, и аналитические. Как правило, в статистических моделях используются методы математической статистики: это регрессионные модели (модели множественной регрессии) и модели факторного анализа. В аналитических моделях используется математический аппарат дифференциальных уравнений и марковских цепей. В имитационных моделях используется математический аппарат конечно-разностных уравнений. При подготовке к зачету особое внимание следует уделить логическим основам применения математических методов и сферам практической области их использования. |