МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в гуманитарных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в гуманитарных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» является формирование представления о необходимости и возможности применения методов математики, в частности, математической статистики, в гуманитарных исследованиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-23 способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
– основные направления и способы применения математических методов в гуманитарных исследованиях;
– специфику обработки гуманитарных данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.
– осуществлять подготовку гуманитарной информации для математической обработки;
– подбирать адекватные математические методы для работы с гуманитарными материалами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
– основными методами математической статистики;
– технологиями работы с базами данных и электронными таблицами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математические методы в гуманитарных науках
1.1. Введение в дисциплину Лекции 8 8 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.2. Место математических методов в гуманитарных исследованиях. Лекции 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.3. Статистические методы. Лекции 8 4 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.4. Анализ взаимосвязей Практические 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.5. Многомерный статистический анализ Практические 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.6. Математическое моделирование в гуманитарных науках Практические 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.7. Методологические и методические основы применения математических методов в гуманитарных исследованиях. Практические 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.8. изучение литературы, подготовка к зачету. Сам. работа 8 102 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теория как форма научного знания. Проблемы методологии и методов научного познания.
2. Способы и методы познания. В чем отличие? Специфика методов научного познания.
3. Исследовательский процесс. Решение научной проблемы.
4. Уровни методов научного познания. Проблема истинности полученного знания.
5. Место истории в системе наук, особенности объекта и методов исторического познания.
6. Проблема «социологических» и «исторических» законов. Взаимосвязь между историческими законами и общесоциологическими законами в определенных конкретно-исторических условиях. Уровни сущности.
7. Общественно-историческое развитие. Проблемы альтернативности в историческом развитии. Сложность общественно-исторического развития и трудности в его познании.
8. Объективные и субъективные предпосылки возникновения альтернативной ситуации в исторической реальности.
9. Ход общественно-исторического развития в его альтернативных вариантах и вероятностные законы.
10. Исторический источник и исторический факт, учение об информации. Информация – отражение реального мира. Проблема повышения информативной отдачи исторических источников.
11. Источниковедение. Классификация источников. Методы получения, хранения, сбора и классификация информации. Характеристика.
12. Исторический факт, определение. Основные черты фактов исторической действительности.
13. Методы исторического исследования. Общенаучные методы и их место в историческом исследовании.
14. Метод изучения внутренней сущности и законов функционирования и развития сложных систем.
15. Диалектико-материалистический, интегрально-аналитический, дедуктивный методы научного познания - восхождение от абстрактного к конкретному. Характеристика методов.
16. Эмпирический, индуктивно-аналитический методы научного познания - восхождение от конкретного к абстрактному. Характеристика методов.
17. Классификация методов системного анализа. Достоинства.
18. Методология исторической науки. Основные методы исторического исследования. Традиционные и нетрадиционные.
19. Основные общеисторические методы научного исследования: Историко-генетический; историко-сравнительный; историко-типологический; историко-системный. Характеристика. Историческая ситуация.
20. Роль понятий и категорий в историческом исследовании. Структура и уровни исторического исследования.
21. Структура и уровни исторического исследования. Постановка исследовательской задачи. Историография, понятие.
22. Реконструкция исторической реальности и эмпирический уровень ее познания. Основные определения. Объяснение и теоретический уровень в историческом познании.
23. Количественные методы в историческом исследовании. Основные методы математико-статистического анализа.
24. Место количественных методов в исторических исследованиях. Математизация научных исследований и ее проявления в исторической науке.
25. Формализация и измерение исторических явлений. Общие проблемы формализации и измерения общественных явлений.
26. Особенности измерения исторических явлений, причины ошибок измерения. Систематические и случайные ошибки.
27. Моделирование исторических явлений и процессов. Математическая обработка и анализ количественных показателей, полученных в результате измерения изучаемых исторических явлений. Математизация научного познания.
28. Цели моделирования, его этапы и типы моделей.
29. Структурно-измерительное моделирование исторических явлений и процессов.
30. Имитационное моделирование в исторических исследованиях.
31. Многомерная типология в исторических исследованиях.
32. Виды моделирования в исторических исследованиях.
33. Понятие «меры». Измерение исторических явлений.
34. Системный подход в исторических исследованиях и источниковедении.
35. Системная природа математико-статистических методов (моделей).
36. Вариационные ряды и их характеристики.
37. Группировка данных и её виды в исторических исследованиях.
38. Суть, характеристики и область применения выборочного метода.
39. Основные пути и способы создания репрезентативной выборочной базы данных для исторического исследования.
40. Сущность, логика и основные направления применения методов математико-статистического анализа взаимосвязей.
41. Линейная корреляция. Понятие о частной и множественной корреляции.
42. Регрессионный анализ и интерпретация его результатов.
43. Статистический анализ динамических (временных) рядов в исторических исследованиях.
44. Изучение связей между временными рядами.
45. Методы анализа качественных признаков.
46. Метод статистической проверки гипотез и область его применения.
47. Область применения и задачи многомерного статистического анализа.
48. Место и роль ЭВМ в математико-статистических исторических исследованиях. Этапы исследовательской работы.
49. Использование математических методов в источниковедении массовых источников.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Научный метод в истории, определение.
2. Место истории в системе наук, особенности объекта и методов исторического познания.
3. Этапы развития исторической науки.
4. Исторический источник и исторический факт, определение.
5. Типы методов исторического исследования. Место метода в историческом исследовании.
6. Структура и уровни исторического исследования.
7. Объективное и субъективное в историческом познании.
8. Комплексный характер современных исторических исследований.
9. Математико-статистическая обработка исторических источников.
10. Соотношение методологии, методики и техники в историческом исследовании.
11. Техника и технологии в историческом исследовании.
12. Проблема выполнения измерения в истории. Понятие математической вероятности.
13. Динамические и статистические закономерности и их проявление в природе и обществе.
14. Функциональная и статистическая закономерности, их свойства.
15. Статистическая классификация массовых исторических источников.
16. Математические методы, классификация. Познавательные возможности математических методов.
17. Формализация и измерение исторических явлений.
18. Математические методы сбора исторической информации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дронов, Сергей Вадимович Математическая статистика: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 О точных методах в гуманитарных науках modernproblems.org.ru
Э2 Взаимосвязь математики и предметов гуманитарного цикла headinsider.info
Э3 Математические методы в социально-гуманитарных науках helpiks.org
Э4 Математические методы в точных и гуманитарных науках eqworld.ipmnet.ru
Э5 Математические модели в гуманитарных и естественных науках: философская проблематизация philosophy.spbu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» является формирование представления о необходимости и возможности применения методов математики, в частности, математической статистики, в гуманитарных исследованиях.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития применения математических методов в гуманитарных исследованиях, обращая при этом внимание на специфику обработки гуманитарных данных и подбор адекватных математических методов для работы с гуманитарными материалами.
Дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях» предполагает изучение студентами (магистрантами, аспирантами) одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с возможным решение задач, связанных с математическим описанием различных процессов и математическим моделированием.
На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (ОК-2) и одной профессиональной (ПК-23) компетенций, связанных с анализом основных этапов и закономерностей исторического развития общества и применением системного подхода и математических методов в формализации решения прикладных задач.
При изучении материалов курса особое внимание следует обратить на роль и место математики в системе наук, ее отношениях с гуманитарными и социальными науками и дисциплинами. Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Очень важным является также понимание значения информации в современном мире и определение и содержание такого понятия, как «информационное общество».
Изучаемый курс частично пересекается с такой научной дисциплиной, как историческая информатика. Историческая информатика – это научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования. В ее основе лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов.
Далее вниманию обучающихся представляется материал о месте математических методов в историческом исследовании. особое внимание уделяется взаимоотношениям между историей и статистикой. Важным моментом является и связь применения математических с таким понятием, как база данных – совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области. Каждая база данных тематически определяется своей предметной областью, т.е. теми объектами реального мира, информацию о которых она содержит. Поэтому иногда базу данных называют информационной моделью предметной области.
Особое место в курсе занимают вопросы, связанные с математическим моделированием. Согласно современной точке зрения рассматривается три класса математических моделей:
статистические, имитационные, и аналитические.
Как правило, в статистических моделях используются методы математической статистики: это регрессионные модели (модели множественной регрессии) и модели факторного анализа.
В аналитических моделях используется математический аппарат дифференциальных уравнений и марковских цепей.
В имитационных моделях используется математический аппарат конечно-разностных уравнений.
При подготовке к зачету особое внимание следует уделить логическим основам применения математических методов и сферам практической области их использования.