МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научно-исследовательской работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 174
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 174 174 174 174
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научно-исследовательской работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества эпохи информационного общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции развития современной науки, в том числе гуманитарной;
– основные программы и проекты гуманитарных исследований в России и за рубежом.

3.2.Уметь:
3.2.1.
– самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки
– осуществлять поиск источников и литературы, составлять библиографические обзоры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
– методами и приемами современных научных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научно-исследовательской работы
1.1. Введение в дисциплину Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научные знания Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Научно-исследовательская деятельность и научное изучение. Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация наук и научных исследований Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Результаты научно-исследовательской деятельности. Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Методология Практические 7 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Методы исследования Практические 7 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Структура и этапы научно-исследовательской работы Практические 7 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Результаты научно-исследовательской деятельности. Практические 7 6 Л1.1, Л2.1
1.10. Презентация результатов научных исследований Практические 7 6 Л1.1, Л2.1
1.11. изучение литературы по основным разделам курса. подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 7 174 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Наука как специфическая форма деятельности человека.
2. Информационные ресурсы и технологии.
3. Этапы развития науки.
4. Научная деятельность.
5. Классификация наук.
6. Фундаментальные и прикладные исследования.
7. Финансирование науки.
8. Научная информация.
9. Объект и предмет научного изучения.
10. Репродуктивная и продуктивная деятельность.
11. Классификация научных исследований.
12. Теоретический и эмпирический уровни исследования.
13. Особенности научной деятельности в различных науках.
14. Понятия методологии и метода.
15. Уровни методов: общефилософский, общенаучный, специально-научный, конкретно-проблемный.
16. Методы эмпирического уровня.
17. Методы теоретического уровня.
18. Подготовительный этап научно-исследовательской работы.
19. Исследовательский этап научно-исследовательской работы.
20. Этап написания научно-исследовательской работы.
21. Этап презентации и внедрения результатов в научный оборот и практику.
22. Формы презентации результатов научной деятельности.
23. Написание монографий и статей.
24. Научные конференции, их суть и значение.
25. Компьютерные презентации и техника их создания.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Цели и задачи науки.
2. Информатизация и компьютеризация науки.
3. Особенности постнеклассического периода развития науки.
4. Научное изучение.
5. Основные научные фонды. Получение грантов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств с конретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. Основы научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы научно-исследовательской деятельности kubsau.ru
Э2 Основы научных исследований sa.technolog.edu.ru
Э3 Организация научно-исследовательской деятельности студентов op.vlsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской работы» – освоение обучающимися системы методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества эпохи информационного общества.
С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации курсовых (а также любых других письменных творческих работ), а как итог – и выпускной квалификационной работы.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития науки в целом (включая фундаментальную и прикладную как тесно взаимосвязанные ее элементы), в том числе гуманитарной, основными программами и проектами гуманитарных исследований в России и за рубежом. Обучающие получают представление о подходах, принципах и методах современных научных исследований, их иерархии и месте в методологической системе представления..
На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (ОК-1) и одной профессиональной (ПК-24) компетенций.
Из целей и задач курса вытекает и структура учебных занятий, которая ориентирована на понимание обучающимися таких теоретических вещей, как роль и место науки в современном обществе, смысл, особенности и структура научных исследований, методология и методы научного исследования. Одновременно решаются практические вопросы написания и оформления курсовой работы, при этом особое внимание уделяется научно-справочному аппарату, включая ссылки и оформление библиографического списка.
Безусловно, одной из задач курса является обучение студентов правильному написанию методологии курсовой и/или выпускной квалификационной работы. Здесь важно умение использовать логику развертывания основных моментов, связанных с методологическими изысканиями. Характеристику методологии исследования рекомендуется начинать с указания основных подходов и принципов исследования. Только после этого можно говорить о конкретных методах и технологиях исследования, так же последовательно разворачивая их иерархию (от общенаучных к конкретно-проблемным).
Далее речь должна идти о конкретных методиках и техниках (орудия и инструменты) исследования. И уже после этого имеет смысл остановиться на концепциях и теориях, в рамках которых сформировались результаты настоящего конкретного научного исследования.
Заключительная часть дисциплины связана с технологиями представления результатов научного исследования, где особое внимание уделяется компьютерной презентации. Важно понять, что в современном мире, в том числе и научном, этим моментам уделяется все больше внимания.
Студентам также необходимо понять, что теме организации и проведения научных исследований всегда уделялось достаточно много места обучении, поэтому при подготовке к итоговой аттестации по курсу они смогут опереться на значительное количество учебных и методических пособий, однако, выбирать из них необходимо, в большинстве случаев последние работы, поскольку именно они учитывают современные методологические достижения.
Курс завершается зачетом, во время которого студент отвечает на один из теоретических вопросов и показывает знания и умения, связанные с практикой написания и презентации научной работы.