МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческое краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Дегтярев Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Историческое краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами исторического краеведения. Курс рассматривается на основе региональных материалов Западной Сибири и Алтая.
Для достижения поставленной цели в курсе реализуются следующие задачи.
1. Знакомство с деятельностью исследователей региона с конца XIX до начала XXI веков.
2. Выявление основных групп источников исторического краеведения.
3. Методы работы с источниками.
4. Система организации сбора, хранения и изучения источников в музеях и архивах.
5. Преподавание исторического краеведения в школе и в вузе.
6. Основные формы краеведческой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об основных источниках исследований в области исторического краеведения
О специфике краеведческой формы работы в вузе, школе, учреждениях науки и культуры
Об этапах в изучении края
О персоналиях основных краеведов
О краеведческих изданиях
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать краеведческую литературу и источники
Проводить краеведческие исследования по темам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.краеведческой работы в разных учреждениях
владения терминологией и основными понятиями в области исторического краеведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие исторического краеведения.
1.1. Краеведение как форма научного познания мира Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Источники исторического краеведения Практические 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды краеведческой работы Сам. работа 4 26 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Краеведческая работа в образовательных учреждениях
2.1. Вузовское краеведение и его особенности. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Школьное краеведение и его особенности Лекции 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Кружковая краеведческая работа в школе Практические 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Музейное и библиотечное краеведение Сам. работа 4 26 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Исследователи Западной Сибири и Алтая
3.1. Исследователи Алтая в дореволюционную эпоху Лекции 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Исследователи Алтая XX в. Лекции 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Исследователи Алтая конца XX - начала XXI вв. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.4. Современные краеведческие школы Алтая Сам. работа 4 20 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Краеведческие организация и учреждения
4.1. Первые краеведческие организации и учреждения на Алтае Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.2. Современные организации и учреждения краеведения на Алтае Практические 4 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.3. Краеведческие издания Сам. работа 4 24 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Присоединение Алтая к России.
2. Алтай в XVIII – первой половине XIX вв.
3. Алтай во второй половине XIX – начале XX вв.
4. Революция и гражданская война на Алтае.
5. Развитие Алтая в 20-е – 30-е гг.
6. Вклад Алтая в победу в Великой Отечественной войне.
7. Развитие Алтая в 1945-1991 гг.
8. Алтай в постсоветский период.
9. Общество любителей исследования Алтая и Алтайский подотдел ЗСО ИРГО.
10. Краеведческое движение в 20-е – 30-е гг.
11. Научное краеведение в 50-е – 80-е гг.
12. Научное (вузовское) краеведение на современном этапе.
13. Школьное краеведение в советский и постсоветский период.
14. Школьные музеи как центры краеведческой работы.
15. Библиотечное краеведение. Роль АКУНБ им. В.Я. Шишкова.
16. Краеведение в системе дополнительного образования края.
17. Музейное краеведение.
18. Крупнейшие музеи Алтая – центры научно-исследовательской работы.
19. Краеведческие конференции и иные публичные мероприятия на Алтае.
20. Новые тенденции в развитии исторического краеведения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Скубневский, Ю. М. Гончаров Города Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство : ИП Колмогоров И. А., 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. : учеб. пособие АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.