МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Патологическая физиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-1- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Федорова О.И.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Патологическая физиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с понятиями физиологической нормы и патологии, здоровья и болезни, этиологии и патогенеза;
изложить представления о реактивности, инфекционном и воспалительном процессах;
разобрать со студентами типические патологические процессы;
ознакомить с современными методами лабораторных исследований функциональных нарушений у человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О современных методах диагностики патологических состояний.
О принципах проведения клинических исследований.
О способах математической обработки биологических данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применить общие методологические принципы естественнонаучного познания к клиническим исследованиям.
Использовать представления о методологических основах научного познания в конкретных биологических исследованиях.
Выбрать адекватные методы статистической обработки данных применительно к конкретной задаче исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Компьютерными программами для статистической обработки результатов.
Знаниями о возможностях применения параметрической непараметрической статистики при клинических исследованиях.
Знаниями о возможностях использования корреляционного, кросскорреляционного, регрессионного, спектрального анализа в соответствие с задачами клинических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, цели и задачи патологической физиологии.
1.1. Понятие здоровья, болезни, предболезни. Исходы болезни. Понятия «этиология», «патогенез». Лекции 1 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Объективные показатели индивидуального и общественного здоровья. Внешние и внутренние факторы развития болезней. Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Учение о реактивности. Общие реакции организма на повреждающие воздействия.
2.1. Учение о реактивности. Инфекционный процесс. Изменение лейкоцитарной картины крови при вирусной и бактериальной инфекции. Воспаление. Реактивность и иммунитет. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Определение патологических состояний по внешним признакам. Лабораторные 1 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Обморок, коллапс, шок, кома. Сам. работа 1 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Чрезвычайные болезнетворные воздействия внешней среды.
3.1. Чрезвычайные болезнетворные воздействия внешней среды. Механические, термические, электрические, химические факторы. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Определение лейкоцитарной формулы на мазках крови у больных с вирусной и бактериальной инфекцией. Сам. работа 1 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Патофизиология кровообращения.
4.1. Патофизиология кровообращения. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Патологии кардио-респираторной системы. Лабораторные 1 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.3. Болезни сердца Сам. работа 1 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Патофизиология дыхания.
5.1. Инфекционные респираторные заболевания. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3
5.2. Отдельные синдромы при патологиях сердечно-сосудистой системы. Лабораторные 1 4 ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3
5.3. Бронхиальная астма. Аспирация и асфиксия. Гипоксия (гипоксическая, циркуляторная, анемическая, гистотаксическая). Сам. работа 1 10 ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Патофизиология пищеварения.
6.1. Нарушения функций желудка. Нарушение функций кишечника (метеоризм, диарея). Патологии печени, желчного пузыря. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.2. Патология нервной системы. Неврозы и неврозоподобные состояния. Лабораторные 1 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.3. Формы нарушения обмена веществ. Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 7. Патофизиология нервной системы.
7.1. Индивидуальные вариации типов нервной деятельности, темперамента, психотипов. Аддиктивное поведение. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
7.2. Оценка неврозов и неврозоподобных состояний Лабораторные 1 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
7.3. Невропатии и неврозы. Психопатии и психозы. Сам. работа 1 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 8. Наследственные и средовые факторы болезней.
8.1. Характеристика наследственных и средовых факторов болезней. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
8.2. Сравнение вегетативной реактивности у лиц с разным типом темперамента Лабораторные 1 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
8.3. Морфофункциональное состояние у людей с разными типами хромасомных аномалий Сам. работа 1 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новицкий В.В., Уразова О.И. Патофизиология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Висмонт Ф.И. Патологическая физиология: Минск:Вышэйшая школа, 2019 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560690
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.В. Новицкого, О. И. Уразовой Патофизиология. Т. 2: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Коган Е.А., Кругликов Г.Г., Пауков В.С., Соколина И.А., Целуйко С.С. Патология органов дыхания: учебное наглядное пособие Литтерра, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.3 под ред. Г. В. Порядина Патофизиология : курс лекций: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru)
5. BioOne Complete (http://www.bioone.org)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Патологическая физиология».
Дисциплина «Патологическая физиология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Патологическая физиология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.