МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель кафедры математического анализа , Дронов В.С.

Рецензент(ы):
д. ф.-м. н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от от 15 июня 2017 г. №)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 13.06.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Саженков А.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 13.06.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Саженков А.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение базовых математических знаний и навыков применения математики к моделированию ситуаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Место математики в системе наук о мире и иметь представление о математическом моделировании
2. Логическую схему познания мира
3. Элементы комбинаторики
4. Способы описания нечисловых закономерностей
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Свободно читать математические формулы, владеть соответствующей нотацией.
2. Строить элементарные математические модели
3. Отличать функциональные и статистические зависимости

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применения математики к описанию закономерностей в гуманитарных науках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль математики в структуре научного знания
1.1. Предмет математики и её роль в структуре наук о мире. Математика как междисциплинарный язык. Научная схема познания мира и роль математики в ней. Понятие математической модели и этапы её построенния. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие научной строгости в разных отраслях знания. Математические стандарты строгости и их применимость в разных отраслях знания. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Математическая нотация и элементы комбинаторики. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Когнитивные искажения и способы борьбы с ними. Типовые ошибки в "наивных" формулировках научных проблем. Математические модели и бытовой язык. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Нечисловые данные и вероятностный подход при работе с ними.
2.1. Принципы работы с нечисловыми данными в построении моделей. Понятие функциональной и статистической зависимости. Формы оцифровки данных. Корреляция и её смысл Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Математическая символика и причины её возникновения. Логические операции. Математическая нотация. Понятия когнитивного искажения и математической строгости. Запись сумм и произведений. Элементы комбинаторики. Элементы теории множеств. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Корреляция и причинность. Формы описания взаимосвязи данных. Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Экспертные оценки и работа с ними. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Экспертные оценки Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Применение экспертных оценок в профессиональной деятельности. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Выявление статистической зависимости и запись нефункциональных зависимостей. Эмпирические линии регрессии. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Аппроксимация линий регрессии Практические 3 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. Элементы теории вероятностей. Понятие случайного события. Классическая схема вероятностей, базовые формулы. Формула Байеса и условная вероятность. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.10. Классическая схема вероятности. Основные вероятностные формулы. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.11. Различия формальных и интуитивных вероятностных представлений. Парадоксы теории вероятностей. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.12. Описание случайных величин. Виды случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия. Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.13. Характеристики случайных величин и их расчёт. Определение видов случайных величин. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.14. Формальные способы принятия решений. Статистические критерии, надёжность и формы ошибок. Понятие доверительной вероятности. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.15. Применение статистических критериев. Критерии согласия. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.16. Применение статистических критериев в задачах гуманитарных наук. Типовые ошибки в применении математического аппарата. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа в 3 т. Том 1: учебник для бакалавров М.: Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дронов С.В. Математическая статистика: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader,
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
При подготовке к практическим занятиям студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.