МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания китайского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания китайского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 25.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ведущая цель изучения методики преподавания китайского языка – активное освоение студентами теоретических основ и практических умений деятельности учителя китайского языка, способствующее формированию интереса к будущей профессии, готовности к ней, личностных и профессиональных качеств преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основной набор нормативных правовых документов, которыми должен руководствоваться преподаватель китайского языка в своей преподавательской деятельности; помимо указанных разделов методики преподавания китайского языка , разбираться в проблеме воспитания и развития учащихся на предметном содержании китайского языка, эффективных системах и технологиях ее реализации; назначение и смысл квалификационных требований, предъявляемых к преподавателю китайского языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы лингвистического образования для средней и высшей школы и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, способную оказывать позитивное воздействие на обучение, воспитание и развитие учащихся; систематизировать найденную информацию и отражать ее в различных знаковых системах (текст, таблица, схема), переводить из одной системы в другую; сравнивать идеальный и реальный учебник китайского языка по предложенной теоретической модели, разрабатывать приемы использования методического аппарата школьного учебника для активизации учащихся на уроках и в ходе выполнения домашних заданий; осуществлять тематическое и поурочное планирование учебного процесса; формулировать ведущие и частные цели (задачи) разной масштабности (курсовые, тематические, поурочные); перерабатывать научный материал в учебный, адекватный восприятию учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям; ориентироваться в многообразии организационных форм, методов, методических приемов, средств обучения, проводить их обоснованный отбор и обеспечивать практическое воплощение в целях реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей (задач); моделировать структуру изучения раздела программы и входящих в него занятий; видеть методические проблемы, формировать собственный алгоритм их решения; применять дидактические и методические системы обучения, эффективные технологии для повышения результативности учебного процесса; критически осмысливать сложные ситуации, складывающиеся в учебном процессе для поиска оптимального выхода из них; учитывать в своем поведении и поступках необходимость конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими иные убеждения и культурные ценности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курса китайского языка в средней общеобразовательной школе и университета; понятийным аппаратом курса на уровне его применения; теоретическими подходами для анализа и интерпретации методических ситуаций; эмпирическими и некоторыми теоретическими методами научного познания учебного процесса; основными способами поиска, обработки информации, ее преобразования для достижения развивающих, воспитательных и обучающих целей; коммуникативными способностями для организации фронтальной, групповой и парной продуктивной работы с учащимися; логически стройной, аргументированной и доступной для восприятия других лиц устной и письменной речью;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс методики преподавания истории
1.1. Общая характеристика методики преподавания китайского языка как дисциплины высшего профессионального образования. Построение курса, технология его изучения и контроль за усвоением. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Цели, содержание и структура современной системы школьного обучения иностранных языков
2.1. Цели и задачи изучения иностранных языков в средней общеобразовательной школе. Многообразие подходов к проблеме целеполагания Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель иностранных языков при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель иностранных языков при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организационное построение обучения истории в средней общеобразовательной школе
3.1. Организационное построение обучения истории в средней общеобразовательной школе. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Типовое и видовое разнообразие учебных занятий по китайскому языку, его использование при планировании организационного построения учебного процесса Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Связь организационных форм с сущностью процесса обучения и их характеристика Сам. работа 4 14 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Современная система средств, методов и методических приемов обучения иностранным языкам
4.1. Современная система методов и методических приемов обучения иностранным языкам Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Проблема отбора и разработки методов, методических приемов, средств обучения при планировании учебного процесса по истории Практические 4 2 Л1.3, Л2.1
4.3. Средства обучения китайского языка в школе, их различные классификации и проблема отбора к учебным занятиям Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов
5.1. Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками иероглифов, китайской грамматики, фонетики, аудирования Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками новых слов, грамматики и фонетики Сам. работа 4 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Развитие личности ученика в процессе изучения истории в школе
6.1. Развитие личности ученика - стратегия современного образования Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
6.2. Использование содержательного потенциала китайского языка, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания учащихся Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
6.3. Использование содержательного потенциала школьной истории, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания учащихся. Проблемное обучение. Программированное обучение и его практическое применение к обучению китайского языка в школе Сам. работа 4 20 Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Методика преподавания китайского языка как частная дидактика, ее специфика.
2.Формирование новой концепции лингвистического образования. Сравнительный анализ концептуальных подходов
3.Государственные образовательные стандарты по китайскому языку, их сравнительная характеристика.
4.Федеральный, региональный и школьный компоненты содержания китайского языка. Их программное обеспечение.
5.Цели и задачи изучения истории в формате традиционной школы и школы развития.
6.Содержание лингвистического образования.
8.Предпрофильное и профильное обучение в современной школе. Характеристика китайского языка как профильной дисциплины.
9.Учебно-методический комплекс по китайскому языку его основные составляющие. Дидактические функции и методический аппарат школьного учебника.
10.Характеристика основных видов перспективного и текущего планирования материала по китайскому языку. Пример разработки текущего плана по предложенной теме.
11.Организационное построение учебного процесса в школе. Классификация организационных форм обучения китайского языка, их характеристика.
12.Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Современные представления о структуре урока.
13.Многообразие классификаций уроков по типам и видам. Обоснованный выбор оптимальной классификации для практического использования.
14.Лекционно-семинарская (лекционно-практическая) система обучения китайского языка в старшей возрастной группе учащихся.
15.Пути совершенствования групповых организационных форм обучения, их характеристика.
16.Дидактическая система В.Ф.Шаталова и возможности ее использования в обучении китайскому языку
17.Нетрадиционные формы учебных занятий по китайскому языку, их характеристика.
18.Устное слово учителя как важнейшее средство обучения китайскому языку, его функции. Дидактические и методические способы организации учебного слушания.
19.Разнообразие текстов, используемых в обучении китайскому языку. Критерии отбора их к учебным занятиям.
20.Наглядные и технические средства обучения китайскоу языку, их классификации и критерии отбора к учебным занятиям. Примеры организации работы учащихся с предложенными наглядными средствами по теме.
21.Современная система методов обучения. Понятия «метод», «методический прием обучения», их соотношение. Дискуссии вокруг проблемы классификации методов обучения. Обоснование собственного выбора той или иной классификации для практического применения.
22.Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала по истории, их развернутая характеристика. Примеры использования различных методов на материале предложенной темы.
23.Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в обучении китайскому языку. Примеры использования различных методов на материале предложенной темы.
24.Методы закрепления и совершенствования знаний, умений учащихся по китайскому языку. Понятия «закрепление», «повторение». Виды закрепления, повторения и методика их практического воплощения. Примеры организации сопутствующего, итогового закреплений и текущего повторения на материале предложенной темы.
25.Методы контроля, коррекции и оценка знаний, умений учащихся в обучении китайскому языку. Примеры разработки устного комбинированного, письменного, уплотненного опросов по предложенным темам.
26.Структурно-функциональный анализ содержания исторического материала, его смысл и назначение. Анализ содержания предложенного параграфа учебника с использованием структурно-функционального подхода.
27.Методика изучения фактического материала в школьном курсе китайского языка и создания у учащихся конкретно-исторических представлений. Методические приемы изучения фактического материала на примере предложенного параграфа учебника.
28.Методика изучения теоретического содержания школьного курса китайского языка.
29.Воспитание – процесс сознательного развития личности ученика на предметном содержании истории и методика его практического осуществления в учебном процессе.
30.Развитие личности ученика – стратегия современного образования.
31.Психическое развитие ученика как органическая составляющая личностного развития.
32.Программированное обучение китайскому языку.
33.Проблемное обучение китайскому языку.
34.Целенаправленное формирование умений и навыков деятельности в процессе обучения истории.
37.Альтернативные групповой структуре общения организационные формы обучения Компьютеризация процесса обучения китайскому языкуОценка возможностей их применения на практике.
38.Компьютеризация процесса обучения китайскому языку, и ее роль в развитии и воспитании учащихся.
39.Индивидуализация и персонификация ученика в процессе обучения. Системы обучения, направленные на решение данной проблемы.
40.Проектная деятельность в образовании.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Учебно-практическое пособие: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : М. : Издательство Юрайт. ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A1E6B8CD-62CE-4252-BC77-27E8DE193E28.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Белкиной Методика преподавания: оценка профессиональных компетенций у студентов : учебное пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. К. Латышев, А. Л. Семенов Перевод: теория, практика и методика преподавания: учебник М.: Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.