МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История (история Россия, всеобщая история)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История (история Россия, всеобщая история)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История (история России, всеобщая история)" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю формирования государственных институтов России, историческую фактологию отечественной и всеобщей истории
3.2.Уметь:
3.2.1.Устанавливать параллели между государственными и социальными институтами прошлого и современности, а также России и мировых держав.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками выявления альтернатив исторического развития в соответствии с реально существовавшими историческими предпосылками, установления причинно-следственных связей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Древняя история славян. Русское государство в IX– XIII в.
1.1. Мировые цивилизации в древности. История восточнославянской общности в догосударственный период. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Дискуссии о понятии "средневековье" и "феодализм" их соотношении в российской и всемирной истории. Специфика средневековой цивилизации. Киевская Русь в IX–первой половине XI в. Русские земли в эпоху политической раздробленности (вторая половина XI– первая треть XIII в.). Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Русь в XIII в. Борьба с иноземными захватчиками. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Объединительный процесс в Великороссии (XIV – первая четверть XVI в.). Московское царство в середине XVI–XVII вв.
2.1. Сравнительный анализ объединительного процесса в западной и отечественной истории. Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая половина XV вв. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Московское царство во второй половине XV в.– конце XVI в. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Смутное время в Российском государстве. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Правление первых Романовых. Церковный раскол как вариант "русской Реформации" Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Российская империя в XVIII в.
3.1. Российская империя в XVIII в. Участие страны в мировой политике. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Эпоха дворцовых переворотов в России. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. История России в первой половине XIX в.
4.1. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Движение декабристов. Сам. работа 1 12 ОПК-4
4.4. Внешняя политика России в первой половине XIX столетия. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Российская империя во второй половине XIX в.
5.1. Либеральные реформы 1860–1870-х гг. Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия в конце XIX – первой половине XX вв.
6.1. Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Внешняя политика России в начале XX в. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Политические партии в России начала XX в. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Политические партии в России начала XX в. Сам. работа 1 5 УК-1, УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. История советского государства в межвоенный период
7.1. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
8.1. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Сам. работа 1 10 ОПК-4
Раздел 9. СССР в 1950-е - 1980-е гг.
9.1. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Сам. работа 1 10 УК-1, УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. СССР в 1985–1991 гг. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Россия в 1990-е - начале 2000-х
10.1. Экзамен 1 27 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
2. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
3. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
4. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
5. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
6. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
7. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
8. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
9. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестныйавтор).
10. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
11. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
12. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
13. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
14. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
15. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
16. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
17. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
18. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э3 История России portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История (история России, всеобщая история)» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы.
Дисциплина состоит из 10 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (20 часов лекционных и 24 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов.

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.

Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle.

Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса.