МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки03.03.03. Радиофизика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_03_РФ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Сковородников А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.03 РАДИОФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №225)

составлена на основании учебного плана:
03.03.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории, основные методы анализа историографии по теме;
причины, ход и последствия исторических событий, методы анализа исторических источников и исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины;
анализировать источники разных видов, критически осмысливать историческую информацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами работы с исторической литературой; анализировать содержание мер по решению глобальных проблем человечества;
методами критического анализа исторической информации, аргументированного отстаивания своей точки зрения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «История»
1.1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Основные подходы к изучению истории человечества Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Истоки и основные типы цивилизаций в древности и средневековья
2.1. Истоки и основные типы цивилизаций в древности Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Культура Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Язычество древних славян. Проблемы выбора государственной религии. Крещение Руси. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Цивилизация Древней Руси Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Расцвет Древнерусского государства. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. «Монголо-татарское иго» Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. «Монголо-татарское иго» Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение русских земель и создание единого государства в XIV-XV вв. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Московское государство в XVI в. Внешняя политика Ивана IV. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Реформы в Московском государстве XVI в. Проблема опричнины Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Смутное время в истории России. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Культура эпохи Возрождения Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации XVIII века Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке Россия и мир в XIX в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Развитие России второй в XIX века Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Развитие России в первой половине XX века Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Развитие России в первой половине XX века Практические 2 2
7.4. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.5. Развитие России в второй половине XX века Практические 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.6. Российское государство на рубеже XX - XXI вв. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
вопросы к зачету
1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения.
2. Сущность, формы, функции исторического знания.
3. Методы и источники изучения истории.
4. Понятие и классификация исторических источников.
5. Методология и теория исторической науки.
6. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
7. Основные подходы к изучению истории человечества.
8. Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций.
9. Древние восточные цивилизации.
10. Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима.
11. Средневековье как этап всемирной истории.
12. Основные цивилизационные регионы.
13. Место России в мировой цивилизации.
14. Различные версии о прародине славян.
15. Расселение восточных славян и их хозяйственная деятельность.
16. Общественное устройство и зарождение государства.
17. Норманнская и антинорманская теории образования государства.
18. Деятельность первых русских князей.
19. Взаимоотношения Руси с сопредельными территориями.
20. Правление Владимира Крестителя.
21. Правление Ярослава Мудрого. Направление его деятельности.
22. «Русская Правда». Социальный состав древнерусского общества.
23. Междоусобица второй половины XI в. Съезд в Любече.
24. Правление Владимира Мономаха.
25. Причины и последствия политической раздробленности.
26. Характеристика Новгородского княжества в XII – первой трети XIII вв.
27. Характеристика Владимиро-Суздальского княжества в XII – первой трети XIII вв.
28. Языческие верования восточных славян.
29. Крещение Руси.
30. Развитие письменности в Киевской Руси. Памятники литературы.
31. Памятники художественной культуры Киевской Руси.
32. Монголо-татарское завоевание русских княжеств.
33. Борьба с рыцарской агрессией на северо-западе Руси в XIII в.
34. Монголо-татарское иго: формы проявления.
35. Возвышение Московского княжества в XIII в.
36. Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва.
37. Объединение русских земель в XIII – XIV вв.: причины, этапы, объединительные центры.
38. Правление Ивана III: формирование централизованного государства.
39. Правление Ивана IV: период реформ Избранной Рады.
40. Опричнина Ивана IV Грозного: причины, цели и последствия.
41. Социально-экономическое развитие России в XV – XVI вв.
42. Этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.
43. Внешняя политика XVI в.: Ливонская война.
44. Внешняя политика XVI в.: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.
45. Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация
46. Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.
47. Смута конца XVI - начала XVII вв.: причины, сущность, последствия.
48. Экономическое развитие России в XVII в. Формирование внутрироссийского рынка.
49. Противостояние самодержавия и церкви в XVII в. Церковный раскол.
50. Эволюция политического строя в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.
51. Развитие промышленности в XVII в. Основные точки зрения по вопросу формирования капитализма.
52. Народные движения XVII в. (причины, формы, особенности).
53. Архитектура XIV – XVI вв.
54. Иконопись XIV – XVI вв.
55. Письменные источники XIV – XVI вв. Начало книгопечатания.
56. Развитие церковной мысли: спор иосифлян и нестяжателей.
57. Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.
58. «Американское чудо» — путь США к мировому лидерству.
59. Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе.
60. Реформа по отмене крепостного права 1861 г.: подготовка, анализ содержания Манифеста 19 февраля 1861 г., итоги.
61. Либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: судебная, военная.
62. Реформы самоуправления.
63. Общественно-политическое движение в 60 – 70-х гг.XIX в. Народничество.
Деятельность организации «Земля и воля» в 1870-е гг., «Черный передел», «Народная воля».
64. Внутренняя политика Александра III.
65. Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
66. Внешняя политика в 60 – 90-е гг. XIX вв.
67. Социально-экономическое развитие в пореформенной России.

Этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.
Внешняя политика XVI в.: Ливонская война.
Внешняя политика XVI в.: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.
Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация
Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.
Смута конца XVI - начала XVII вв.: причины, сущность, последствия.
Экономическое развитие России в XVII в. Формирование внутрироссийского рынка.
Противостояние самодержавия и церкви в XVII в. Церковный раскол.
Эволюция политического строя в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.
Развитие промышленности в XVII в. Основные точки зрения по вопросу формирования капитализма.
Народные движения XVII в. (причины, формы, особенности).
Архитектура XIV – XVI вв.
Иконопись XIV – XVI вв.
Письменные источники XIV – XVI вв. Начало книгопечатания.
Развитие церковной мысли: спор иосифлян и нестяжателей.
Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.
«Американское чудо» — путь США к мировому лидерству.
Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе.Реформа по отмене крепостного права 1861 г.: подготовка, анализ содержания Манифеста 19 февраля 1861 г., итоги.
Либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: судебная, военная.
Реформы самоуправления.
Общественно-политическое движение в 60 – 70-х гг.XIX в. Народничество.
Деятельность организации «Земля и воля» в 1870-е гг., «Черный передел», «Народная воля».
Внутренняя политика Александра III.
Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
Внешняя политика в 60 – 90-е гг. XIX вв.
Социально-экономическое развитие в пореформенной России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. «История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2016 www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57
Л1.2 Орлов, А.С. Основы курса истории России : учебник : М. : Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251759
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для вузов: М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на Moodle «История (для ИЦТЭФ)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. «История России XIX век» http://xix-vek.ru/
2. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/
3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
4. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
5. Историческая библиотека historylib.org http://historylib.org/
6. Исторические карты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
7. История государства: http://statehistory.ru/list/
8. История России, всемирная история. Раздел библиотека http://www.istorya.ru/
9. История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
10. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
11. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.