МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Образовательное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., завкаф, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Образовательное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Глазунов Дмитрий Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Глазунов Дмитрий Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Проанализировать нормативную базу в образовательной сфере Российской федерации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способность участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные нормативные акты в сфере высшего образования
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать документы и нормативные акты в сфере высшего образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками практической работы с документами и законами в сфере высшего образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения образовательного права
1.1. Предмет, метод, система образовательного права. Источники образовательного права. Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Система образования. Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Правовые основы управления системой образования в Российской Федерации. Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Государственная регламентация в сфере образования. Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Право на образование в системе прав и свобод человека. Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования. Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Правоотношения в сфере образования: общая характеристика. Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.8. Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса. Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правовой статус образовательной организации.
2.1. Образовательные организации и их правовой статус. Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Реорганизация, ликвидация, изменения типа и собственника образовательной организации. Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Юридическая ответственность образовательной организации и иных участников образовательных отношений Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
2.4. Локальные нормативные акты: сфера охвата Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правовой статус обучающихся.
3.1. Юридическая ответственность обучающихся. Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Основы правового статуса обучающегося. Участие родителей (законных представителей) обучающихся в образовательном процессе. Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности правового регулирования образовательных отношений при реализации отдельных образовательных программ
4.1. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения. Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.3. Дополнительное образование Лекции 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.4. Международное сотрудничество в сфере образования Практические 8 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.5. Подготовка к зачету и семинарам Сам. работа 8 36 ОПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие системы образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты.
Образовательные программы,формы освоения образовательных программ.
Современная структура высших государственных органов управления образованием в Российской Федерации.
Компетенция Российской Федерации в области образования.
Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования.
Компетенция органов местного самоуправления в области образования.
Образовательные организации. Общая характеристика образовательного учреждения.
Учредитель (учредители) образовательного учреждения.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Негосударственные образовательные учреждения.
Государственная аккредитация образовательных учреждений.
Лицензирование деятельности образовательного учреждения.
Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
Устав образовательного учреждения.
Общие положения о правовом регулировании отношений в области высшего образования.
Государственная политика в области высшего образования.
Высшее учебное заведение. Образовательная деятельность высшего учебного заведения.
Научная деятельность высшего учебного заведения.
Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения.
Обучающиеся и работники высшего учебного заведения, их права и обязанности.
Управление системой высшего образования.
Понятие послевузовского образования.
Формы послевузовского образования.
Субъекты послевузовского образования.
Структура послевузовского профессионального образования.
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Цели и задачи образовательного учреждения дополнительного образования. Виды дополнительного профессионального образования.
Учебная, научно-методическая, научная деятельность и международная деятельность образовательного учреждения повышения квалификации.
Контроль за деятельностью образовательного учреждения повышения квалификации.
Международное законодательство об образовании, его роль в развитии российского образовательного права
Правовое регулирование единого образовательного пространства стран СНГ.
Правовое регулирование европейского образовательного пространства.
Защита права на образование.
Дискриминация в области образования.
Правовое регулирование положения преподавателей
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рожков А. И. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FA553260-1405-4A17-B0B3-E0B4DB1C23D6
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Рожкова А.И. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации (государственная система правовой информации) www.pravo.ru
Э2 Собрание законодательства Российской Федерации – www.szrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрены

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Образовательное право – одна из комплексных отраслей в системе российского права. Как и любая отрасль права, образовательное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Данные правовые нормы характеризуются внутренним единством, присущими только им признаками и отличаются обособленностью от норм других отраслей права.
В результате изучения дисциплины студент должен быть готовым: осознавать необходимость соблюдения прав и свобод, а также соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими нормативно-правовыми актами, закрепляющими право на образование, Конвенцией о правах ребенка, содействовать охране прав
личности, в том числе права на образование; должен знать: законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; содержание Декларации прав и свобод человека, Конвенции о правах ребенка.
Студенты должны уметь самостоятельно мыслить, вырабатывать и отстаивать свою позицию в дискуссии, аргументировать ее ссылками на нормативно-правовые акты. Также студенты должны получить навыки работы с нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу образования.