Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Информационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_ПИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимся теоретико-игровых методов и моделей в экономике; формирование культуры мышления, способности к обобщению и анализу проблемной области; приобретению необходимых знаний, умений и навыков для научно-исследовательской деятельности и решения профессиональных задач. Для достижения цели ставятся задачи: - изучить основные понятия и концептуальные подходы к проблеме разработки и применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике; - получить необходимые знания и навыки для выявления особенностей предметной области - теоретико-игровых методов и моделей в экономике; - сформировать умения классификации иерархических систем и выбора теоретико-игровых методов и моделей в экономике; - получить необходимые навыки для оценки эффективности теоретико-игровых методов и моделей в экономике; - получить практические навыки по использованию теоретико-игровых методов и моделей в экономике в теоретических и прикладных областях; - получить необходимые навыки для выбора программных средств и их использования при решении тестовых задач предметной области. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-4 | Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований; |
ПК-1 | Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий информационных технологий в экономике и социальной сфере. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теоретическое и прикладное значение теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансах. Проблемы экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Проблемные направления в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, которые возможно исследовать методами экономических игр. Современное состояние и сферы применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Способы доказательства оптимальности решений, обоснованных с применением теоретико-игровых методов и моделей в экономике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Проводить анализ значимости проблем экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Оценивать возможности информационных технологий при использовании теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях. Оценивать возможности матодов теории экономических игр, которые применимы к условиям в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Выявлять классификационные признаки проблем экономики и финансов, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Проводить обоснование применимости теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Приемами анализа уровней сложности проблем, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовых структурах при обосновании корпоративных решений. Навыками оформления и визуализации результатов теории экономических игр при исследовании проблем в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Техникой и содержанием задач предметной области и компьютерными программами проведения исследований свойств теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовой сфере. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения для решения социально-экономических задач | ||||||
1.1. | Базовые понятия теории игр в приложениях для решения социально-экономических задач | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Практикум по методам решения экономических игр | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Обзор методов и приложений теории экономических игр | Сам. работа | 3 | 10 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.4. | Примеры применения теории игр для решения социально-экономических задач | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.5. | Решение игр в нормальной форме | Практические | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.6. | Прикладные задачи теории экономических игр | Сам. работа | 3 | 10 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Многокритериальные модели поддержки принятия решений | ||||||
2.1. | Теоретические основы многокритериальной оптимизации | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Практикум по постановке и решению задач многокритериальной оптимизации | Практические | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Модели системного компромисса | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.4. | Анализ работ российских и зарубежных ученых по теории игр | Сам. работа | 3 | 10 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.5. | Расчетные работы по модели оптимизации планирования в условиях централизованной и децентрализованной экономики | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Исследование прикладных моделей экономики | ||||||
3.1. | Моделирование и анализ поведения на конкурентных рынках | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Расчетные работы по модели франчайзинга | Практические | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.3. | Теоретико-игровые модели информационного управления в условиях неполной информации | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.4. | Анализ программных средств поддержки принятия решений на основе экономических игр | Сам. работа | 3 | 42 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.5. | Расчетные работы по оптимизации бонуса исполнительной дирекции в корпоративных системах управления | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. Н. Дубина | Основы теории экономических игр: учеб. пособие для вузов | КноРус, 2014 | |
Л1.2 | Воронин А.А., Губко М.В., Мишин С.П., Новиков Д.А. | Математические модели организаций: Учебное пособие | М.: ЛЕНАНД, 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82765 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин | Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Журавлева В.В. | Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506 |
Л3.2 | Бурковская А.Ю. | Классификация математических моделей, используемых в экономике и менеджменте: учебное пособие | М.: Лаборатория книги, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | www.e.lanbook.com | ||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org | ru.wikipedia.org | ||
Э5 | Страница дисциплины "Теоретико-игровые модели в экономике" на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/ 2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book 3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/ 4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru 5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ 6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподателя дисциплины. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультациях преподавателя. - Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |