МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретико-игровые модели в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Алгазин Г.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теоретико-игровые модели в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимся теоретико-игровых методов и моделей в экономике; формирование культуры мышления, способности к обобщению и анализу проблемной области; приобретению необходимых знаний, умений и навыков для научно-исследовательской деятельности и решения профессиональных задач.
Для достижения цели ставятся задачи:
- изучить основные понятия и концептуальные подходы к проблеме разработки и применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить необходимые знания и навыки для выявления особенностей предметной области - теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- сформировать умения классификации иерархических систем и выбора теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить необходимые навыки для оценки эффективности теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить практические навыки по использованию теоретико-игровых методов и моделей в экономике в теоретических и прикладных областях;
- получить необходимые навыки для выбора программных средств и их использования при решении тестовых задач предметной области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований;
ПК-1 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий информационных технологий в экономике и социальной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретическое и прикладное значение теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансах. Проблемы экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Проблемные направления в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, которые возможно исследовать методами экономических игр. Современное состояние и сферы применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Способы доказательства оптимальности решений, обоснованных с применением теоретико-игровых методов и моделей в экономике.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить анализ значимости проблем экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Оценивать возможности информационных технологий при использовании теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях. Оценивать возможности матодов теории экономических игр, которые применимы к условиям в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Выявлять классификационные признаки проблем экономики и финансов, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Проводить обоснование применимости теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Приемами анализа уровней сложности проблем, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовых структурах при обосновании корпоративных решений. Навыками оформления и визуализации результатов теории экономических игр при исследовании проблем в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Техникой и содержанием задач предметной области и компьютерными программами проведения исследований свойств теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовой сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения для решения социально-экономических задач
1.1. Базовые понятия теории игр в приложениях для решения социально-экономических задач Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Практикум по методам решения экономических игр Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Обзор методов и приложений теории экономических игр Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Примеры применения теории игр для решения социально-экономических задач Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Решение игр в нормальной форме Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Прикладные задачи теории экономических игр Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Многокритериальные модели поддержки принятия решений
2.1. Теоретические основы многокритериальной оптимизации Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Практикум по постановке и решению задач многокритериальной оптимизации Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Модели системного компромисса Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Анализ работ российских и зарубежных ученых по теории игр Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Расчетные работы по модели оптимизации планирования в условиях централизованной и децентрализованной экономики Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Исследование прикладных моделей экономики
3.1. Моделирование и анализ поведения на конкурентных рынках Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Расчетные работы по модели франчайзинга Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Теоретико-игровые модели информационного управления в условиях неполной информации Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Анализ программных средств поддержки принятия решений на основе экономических игр Сам. работа 3 42 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Расчетные работы по оптимизации бонуса исполнительной дирекции в корпоративных системах управления Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Н. Дубина Основы теории экономических игр: учеб. пособие для вузов КноРус, 2014
Л1.2 Воронин А.А., Губко М.В., Мишин С.П., Новиков Д.А. Математические модели организаций: Учебное пособие М.: ЛЕНАНД, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82765
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
Л3.2 Бурковская А.Ю. Классификация математических моделей, используемых в экономике и менеджменте: учебное пособие М.: Лаборатория книги, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; www.lib.asu.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; www.e.lanbook.com
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; www.biblioclub.ru
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org
Э5 Страница дисциплины "Теоретико-игровые модели в экономике" на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподателя дисциплины.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультациях преподавателя.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.