Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология и химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_БиХ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. | Цели: ознакомить студентов со строением клеток прокариот и эукариот, функциями клеточных структур; сформировать понимание процессов воспроизведения генетического материала; сформировать представление о строении и функциях основных тканей организма, гистогенезе. Задачи изучения дисциплины: научить с помощью световой микроскопии идентифицировать клеточные и тканевые структуры; научить определять на препаратах характерные признаки различных тканей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности функционирования и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем здорового организма, рассматриваемых с позиций клеточной биологии, цитологии, гистологии; современные подходы к изучению проблем клеточной биологии, цитологии, гистологии с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов; основные принципы интеграции с представителями других областей знаний при решении научно-исследовательских и прикладных задач в рамках подготовки по специальности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей. определять перспективные направления научных исследований в предметной сфере профессиональной деятельности, состав исследовательских работ, определяющие их факторы; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования, технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований. навыками самостоятельного приобретения знаний и умений, необходимых для ведения научно-исследовательской деятельности, непосредственно не связанных с профилем подготовки. основами использования междисциплинарных связей при решении профессиональных задач; навыками постановки и решения научно-исследовательских и прикладных задач, коммуникационными навыками в рамках подготовки по специальности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Клеточная теория. Методы исследования в цитологии и гистологии. Прокариоты и эукариоты | ||||||
1.1. | Предмет изучения цитологии, цели и задачи дисциплинs. История развития учения о клетке. Клеточная теория, ее основные положения. Клетки прокариот и эукариот. Теории происхождения эукариотических клеток. Сравнительная характеристика про- и эукариотических клеток, животных и растительных клеток. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Цитоплазма, классификация клеточных структур. Гиалоплазма, ее состав и функции. Включения и органоиды. Немембранные структуры клеток: микротрубочки, микрофиламенты, микрофибриллы. Центриоли. Участие немебранных структур в образовании ресничек, жгутиков, микроворсинок. Роль акто-миозиновой и тубулин- динеиновой систем в микродвижениях. | Лекции | 1 | 2 | ||
1.3. | Основы микроскопической техники. Органоиды клеток прокариот и эукариот. | Практические | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Методы исследования клеток и тканей (световая, поляризационная, интерференционная, фазово- контрастная, электронная микроскопия; принципы приготовления фиксированных препаратов; авторадиография, дифференциальное центрифугирование и др.). | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Строение и функции органоидов и эукариот. | ||||||
2.1. | Общий план строения биологических мембран. Липиды мембран (фосфолипиды, холестерол). Белки мембран: функции, локализация. Транспорт через мембрану: пассивный и активный. | Лекции | 1 | 2 | ||
2.2. | Клеточные включения. Немембранные структуры клетки (реснички, центросомы). | Практические | 1 | 4 | ||
2.3. | Функции плазматической мембраны. Субмембранные и надмембранные (гликокаликс) структуры. Транспорт в мембранной упаковке: экзоцитоз, эндоцитоз (пиноцитоз, фагоцитоз). | Сам. работа | 1 | 8 | ||
2.4. | Митохондрии: строение и функции. Компоненты вакуолярной системы: эндоплазматический ретикулум (гладкий и шераховатый), комплекс Гольджи, лизосомы, пероксисомы. | Лекции | 1 | 2 | ||
2.5. | Митохондрия и пластиды. Роль аппарата Гольджи в секретирующих клетках. | Практические | 1 | 4 | ||
2.6. | Теории формирования митохондрий и пластид в связи с симбиотической теорией происхождения эукариот. Рибосомы: состав и классификация. | Сам. работа | 1 | 6 | ||
Раздел 3. Ядро клетки. | ||||||
3.1. | Компоненты ядра: хроматин, кариоплазма, кариолемма, ядрышко. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Синтез белка у прокариот и эукариот: локализация транскрипционных процессов и синтеза белка. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 4. Воспроизведение клеток | ||||||
4.1. | Воспроизведение клеток. Клеточный цикл, его фазы. Митоз, фазы митоза. Амитоз. Эндомитоз. Политения, строение политенных хромосом, пуффинг. Гаметогенез (сперматогенез и оогенез) и мейоз. Биологический смысл мейоза. Редукционное деление мейоза. Стадии профазы первого деления. Феномен хромосом типа “ламповых щеток”. Эквационное деление мейоза. | Лекции | 1 | 8 | ||
4.2. | Митоз, амитоз, эндомитоз, политения. Гаметогенез и мейоз. | Практические | 1 | 8 | ||
4.3. | Цитохимия интерфазной клетки. Центральная догма молекулярной биологии. Регуляция транскрипции у эукариот: роль гормонов, белков хроматина, интронов. Посттранскрипционные процессы (процессинг, сплайсинг). Транскрипция и ее регуляция у прокариот. | Сам. работа | 1 | 6 | ||
Раздел 5. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Федорова О.И. | Цитология и гистология: учеб. пособие для вузов | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Иглина Н.Г. | Гистология: учеб. для высш. пед. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Верещагина В.А. | Основы общей цитологии: учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 2009 | 50 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс в MOODLe "Цитология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
риступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Цитология». Согласно учебному плану дисциплина «Цитология» включает в себя блок практических занятий и самостоятельную работу студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Цитология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса. Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям: • Выполнение контрольных работ; • ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем; • участие в дискуссиях; • участие в тренинге; • выступление с докладом. Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений. Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку. Самостоятельная работа студента Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны: • просматривать основные определения и факты; • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы; • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов; • готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях; • самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех). • Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения. Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку. Для подготовки к практическим занятиям студенты должны проработать рекомендуемый материал. Целью самостоятельной работы является усвоение фундаментальных знаний, развитие ответственности и организованности, умений осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. По дисциплине «Цитология» основной формой самостоятельной работы является проработка рекомендуемого материала, работа с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы, подготовка доклада на выбранной теме и выполнение контрольной работы. Перед изучением дисциплины обучающиеся получают рабочую программу, календарный план и содержание заданий на самостоятельную работу, индивидуальную контрольную работу. Самостоятельная работа оценивается на практических занятиях путем беседы и опроса по пройденному материалу, при проверке контрольной работы, словаря терминов, а также на защите доклада по выполненному реферату. Контрольные работы принимаются в электронном виде в системе Moodle. После проверки обучающиеся должны внести исправления в электронные документы и сдать их перед зачетом в электронном виде. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |