МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущего специалиста совокупности знаний, умений и навыков работы с самым широким спектром современного программного обеспечения: операционные системы, офисные приложения, коммуникационные программы, специальные пакеты программ
• Формирование информационной культуры
• Развитие у студентов информационного мировоззрения
• Выработка умения представления данных наиболее адекватным образом (используя графическое, табличное, текстовое, мультимедиа представления)
• Обучение коммуникационным навыкам
• Освоение технологии создания новых образовательных проектов на основе информационных технологий, модернизация и развитие существующей сетевой и образовательной инфраструктуры и др.
• Обеспечение доступа к психологическим ресурсам в сети Интернет.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об основах информационной культуры современного общества;
О ведущих информационных технологиях современного общества;
О возможностях хранения, копирования, редактирования, передачи информации в сети интернет;
Об устройстве сети интернет;
Об устройстве компьютера.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь применять знания устройства компьютера в практической деятельности;
- Уметь применять знания элементарной архитектуры компьютерной сети в практической деятельности;
- Уметь применять основные принципы работы в сети интернет в практической деятельности;
- Уметь применять использовать в работе следующее программное обеспечение (Microsoft Office, Excel);
- Уметь создать и настроить электронный почтовый ящик (e-mail);
- Уметь создать и редактировать документ - электронные таблицы (Microsoft Office, Open Office);
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеть навыками редактирования электронного документа (Microsoft Office, Excel, Open Office);
- Владеть навыками создания элетронного ящика (e-mail) на бесплатных почтовых ресурсах в интернет (mail.ru, gmail.com);
- Владеть навыками регистрации на научных ресурсах: форумах, сайтах и сохранения учетной записи;
- Владеть навыками создания файла презентации (Microsoft Office Power Point) по заданным параметрам;
- Владеть навыками создания электронной формы психологического теста с заданным набором вопросов-пунктов и закрытым вариантом ответов;
- Владеть способами автоматизации получения результатов прохождения психологического теста с помощью средств Microsoft Office Excel;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы информационной культуры
1.1. Психологические ресурсы в Internet Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Переход к информационному обществу. Концепции информационного общества Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Информация и ее свойства. Качество информации. Понятие информационной технологии. Проблемы использования информационных технологий. Сам. работа 2 3 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Основы организации всемирной сети (Internet) Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Современные информационные технологии для психологии Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Основы сетевой безопасности Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Офисные приложения (Open Office, Microsoft Office) в работе психолога Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Принципы поиска информации в Internet Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Психологическое измерение и измерительные технологии Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Статистические пакеты (SPSS Statistics) в работе психолога Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Работа с данными исследований Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Современные информационные технологии в психологии Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Концепции информационного общества Практические 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Психологические ресурсы в сети интернет Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Работа с офисными приложениями (microsoft office, open office) Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Использование электронных таблиц в составлении баз данных для психологических исследований Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Принципы поиска информации в сети интернет Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Составление карты психологических ресурсов в Internet Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Поиск информации в сети интернет Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Способы регистрации и созданния аккаунтов на психологическх форумах Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Поиск литературы на психологических ресурсах в Internet Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Информационные технологии в практике психолога.
2.1. Облачные технологии и способы хранения и переноса данных Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Электронные таблицы в научно-исследовательской работе психолога Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Шифрование данных и архивация Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Знакомство с первичными одномерными статистиками Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Работа с облачными ресурсами Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Создание анкет Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Современные информационные технологии безопасной работы в сети интернет Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Антивирусное программное обеспечение Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Использование сетевых инструментов для конструирования тестов и анкет (сервисы Google) Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Создание опросных форм Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Конструирование тестовых шкал Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Использование формул в "Электронных таблицах" для расчета шкал психологического теста Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Знакомство с некторыми психологическими методиками Сам. работа 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Конструирование психологического теста средствами приложений элетронные таблицы (MS Excel) Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Составление сводных таблиц данных в Microsoft Office Excel Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Создание файла - презентации в Microsoft Office. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Статистический пакет IBM Statistics SPSS в работе психолога Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Основные рабочие окна и меню пакета SPSS statistics Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.19. Меню Analize и методы статистической обработки данных Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.20. Создание файла презентации средставми офисных приложений Практические 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.21. Работа с данными в пакете IBM SPSS Statistics из сторонних приложений (microsoft office excel) Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.22. Понятие нормального распределения данных. Проверка на нормальность распределения в пакете IBM Statistics SPSS Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.23. Работа с облачными ресурсами в сети Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.24. Работа с данными в пакете IBM Statistics SPSS Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.25. Экзамен Экзамен 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дайте определение понятию информационное общество. Какие концепции информационного общества вам известны?
2. Дайте определение понятию информация. Какие виды информации вам известны?
3. Дайте определение понятию информационная технология. Какие виды информационных технологий вам известны?
4. Какие проблемы использования информационных технологий вам известны?
5. О каких информационных технологиях, используемых в психологии, вам известно?
6. Охарактеризуйте предназначение всемирной сети Internet.
7. Объясните принципы поиска нужной информации в сети Internet.
8. Какие поисковые системы в сети Internet вам известны? Объясните принцип работы этих поисковых систем.
9. Какие проблемы безопасного использования сети Internet вам известны?
10. О каких сетевых угрозах вам известно? Дайте определение сетевого вируса.
11. Охарактеризуйте предназначение антивирусного программного обеспечения.
12. Какое антивирусное программное обеспечение вам известно?
13. Какие психологические ресурсы: сайты, форумы, порталы вам известны?
14. Объясните, что такое сетевой аккаунт?
15. Укажите как минимум четыре информационных психологических ресурса: сайты, форумы, порталы, библиотеки, на которых вы зарегистрировали свой аккаунт.
16. Объясните понятия: шкала измерения, методика, тест, анкета.
17. О каких сетевых сервисах конструирования тестов, анкет вам известно?
18. Объясните предназначение сервиса: «google forms».
19. Продемонстрируйте создание простейшей анкеты или теста средствами сервиса «google forms».
20. Какие виды вопросов в анкете или психологическом тесте вы знаете?
21. Объясните назначение и приведите примеры одновариантного вопроса.
22. Объясните назначение и приведите примеры номинального вопроса.
23. Объясните назначение и приведите примеры многовариантного вопроса.
24. Объясните назначение и приведите примеры ранговой шкалы.
25. Продемонстрируйте возможность использования медиа объектов (фотографий, видеоклипов) в конструировании тестов средствами сервиса «google forms».
26. Продемонстрируйте возможность послать созданный тест средствами «google forms» на электронные адреса или разместить в социальной сети (Facebook, Google+).
27. Покажите возможность сбора тестовых данных в единую таблицу средствами «google forms».
28. Продемонстрируйте возможность сохранения таблицы тестовых данных в фай-ле разных форматов на локальном компьютере.
29. Продемонстрируйте созданную вами презентацию средствами Microsoft Power Point на выбранную тематику.
30. Какие принципы создания и оформления электронной презентации средствами Microsoft Power Point вам известны?
31. Объясните возможности использования пакета приложений Microsoft Office в работе психолога.
32. Объясните возможности использования приложения Microsoft Office Excel в работе психолога.
33. Покажите созданный вами психологический текст средствами Microsoft Office Excel.
34. Продемонстрируйте возможности построения гистограмм в пакете Microsoft Office Excel, используя имеющиеся данные.
35. Какие типы гистограмм в пакете Microsoft Office Excel вам известны?
36. Какие возможности использования формул в пакете Microsoft Office Excel вам известны?
37. Продемонстрируйте возможность формульного расчета средних в пакете Mi-crosoft Office Excel, используя имеющиеся данные.
38. Объясните понятие описательные статистики.
39. Объясните понятия сбора и обработки статистических данных.
40. Какие технологии сбора и обработки статистических данных вам известны?
41. Охарактеризуйте предназначение программного статистического пакета IBM Statistics SPSS.
42. Продемонстрируйте создание таблицы данных в пакете IBM Statistics SPSS или копирование данных из файла Microsoft Office Excel.
43. Продемонстрируйте возможность подписи данных (переменных) в файле паке-та IBM Statistics SPSS.
44. Каким образом, в файле данных пакета IBM Statistics SPSS, возможно задать типы шкал?
45. Какие операции с пропущенными данными в файле данных IBM Statistics SPSS обычно доступны исследователю?
46. Расскажите об известных вам способах получения описательных статистик по файлу данных в пакете IBM Statistics SPSS.
47. Раскройте смысл понятия нормальное распределение.
48. Объясните способы проверки нормальности распределения данных в пакете IBM Statistics SPSS.
49. Какие критерии в пакете IBM Statistics SPSS предназначены для проверки нор-мальности распределения?
50. Какой уровень доверительного интервала статистического критерия проверки можно считать достаточным для оценки нормальности распределения?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение



3.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Коллоквиум - форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргу-ментируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глу-боко и осознанно он усвоил изученный материал.

Вопросы для коллоквиума по теме 1.1.
1. Черты Информационного общества.
2. Что такое информация?
3. Основные средства поиска информации в сети интернет.
4. Что такое информационная технология?
5. Психологические ресурсы сети интернет.
6. Возможности и особенности регистрации на психологических форумах и порта-лах.
7. Web-технологии конструирования электронных анкет и опросных форм (google forms).
8. Типы вопросов создания анкеты: одновариантные, многовариантные вопросы.
9. Использование видео и фото материала в создании опросной формы.


Вопросы для коллоквиума по теме 1.2.

1. Информационные технологии в работе психолога.
2. Основы безопасной работы в сети интернет.
3. Предназначение антивирусных пакетов.
4. Использование почтовых сервисов, форумов в работе психолога.
5. Основы использования облачных технологий.
6. Предназначение, возможности и технологии шифрования данных в работе психо-лога.
7. Предназначение, возможности использования proxy серверов для работы в интер-нет.
8. «Электронные таблицы» как средство работы с информацией (Microsoft Excel) в работе психолога.
9. Создание психологического теста средствами пакета Microsoft Excel.
10. Использование формул для создания опросной формы психологического теста.
11. Предназначение и возможности статистического пакета SPSS Statistics в работе психолога.
12. Основные окна и меню пакета SPSS Statistics.
13. Начальная работа с данными в пакете SPSS Statistics.
14. Конструирование психологических тестов средствами Microsoft Excel.


2. Решение ситуационных задач и практических задач (выполнение практических заданий) - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы; или выполнить проблемное задание на практике.

Практическое задание по теме 2.1 и 2.2
Задание 1. Сконструировать опросную форму средствами Google сервиса – Google Forms. Для этой цели следует: 1. Зарегистрировать google account; 2. Зайти в google disc; 3. Войти в сервис google forms; 4. Используя предложенный банк вопросов начать констру-ировать опросную форму с различным типом вопросов.

Например, в первом пункте опросной формы респонденту предлагается назвать имя (логин). Далее, по замыслу опроса, предлагается определить пол, курс и форму обучения респондента. Примеры содержательных вопросов: 1. Как часто, при подготовке к прак-тическим/ семинарским занятиям вы используете учебно-методические пособия/ мате-риал по курсу, разработанные преподавателем? 2. Оцените степень загруженности учебными занятиями в течение недели. 3. Оцените, достаточно ли вам объема препода-ваемых общих дисциплин в процессе подготовки по специальности? И т.д.
В последующих пунктах опросника необходимо использовать изображения (например, фотографии известных ученых, психологов, актеров) для оценки по предложенной шка-ле. Например, респонденту предлагается оценить актеров по известности, харизме, при-влекательности и т.п.

Примерный перечень возможных симптоматических профилей:
Задание 2. Сконструировать психологический тест средствами Microsoft Excel, ис-пользуя вопросы из области психологии.
В первом столбике A должны располагаться вопросы теста. В столбике B следует написать формулы расчета правильности/ неправильности ответа. За каждый правильный ответ необходимо назначать по одному баллу, за неправильный ответ – 0 баллов. Затем следует подсчитать количество правильных ответов с помощью оператора суммы. Полу-ченной сумме баллов необходимо присвоить три возможные градации выполнения теста: 1. Низкий результат; 2. Средний результат; 3. Высокий результат. А также, используя оп-цию «условного форматирования», назначить цветовые категории результата – 1. Крас-ный, желтый, зеленый.

4. Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой крат-кое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа опре-деленной научной темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Примерные темы для рефератов по теме 3.1.
1. Концепции информационного общества.
2. Информационные концепции современного общества (Д.Белл, Дж.К.Гэлбрейт, З.Бжезинский, Э. Тоффлер и др.).
3. Понятие информации. Информация как фактор развития общества.
4. Носители информации. Информационные каналы. Информационные ресурсы.
5. Информационные продукты и услуги. Информационное регулирование на информа-ционном рынке.
6. Японская модель информатизации общества.
7. Понятие информационной культуры. Понятие качества информации.
8. Понятие информационной системы. Особенности структуры управления информа-ционной системой.
9. Назначение и классификация компьютерных сетей. Обобщенная структура компью-терной сети. Понятие Абонентов компьютерной сети.
10. Интернет как наиболее популярная глобальная информационная сеть.
11. История создания интернет. Основные принципы интернет.
12. Архитектура компьютерной сети. Коды передачи данных.
13. Две главные разработки для существования Интернет - коммутация пакетов и стек протоколов TCP/IP.
14. Создание протоколов электронной почты (e-mail).
15. Информационные поисковые системы в Интернет: Yandex.ru, Google.ru.
16. Модель разработки сайта: основные составляющие.
17. Архитектура и принципы работы персонального компьютера.
18. Жесткие диски. История, основные тенденции.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карпова С.В. - Отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАРКЕТИНГЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Моргунов А.Ф. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Темы для выполнения обязательной работы студента:
 Информация и ее свойства. Качество информации. Понятие информаци-онной технологии. Проблемы использования информационных техноло-гий;
 Компьютерные сети. Назначение и классификация компьютерных сетей;
 Современные информационные технологии для психологии;
 Рассмотреть историю и предназначение статистического пакета IBM Statistics SPSS;
 Знакомство со статистическим пакетом IBM SPSS;
 Изучить главные разработки, на которых основывается современный Интернет - коммутация пакетов и стек протоколов TCP/IP;
 Информационные поисковые системы в Интернет: Yandex.ru, Google.ru. Возможности поисковых систем;
 Поиск и классификация психологических ресурсов в сети интернет.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу новые информационные технологии в психологии, состав-лять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области компьютерных технологий.
Темы контролируемой самостоятельной работы студента:
 Регистрация на психологических ресурсах сети интернет;
 Составление электронной формы психологического теста в Microsoft Excel;
 Составление электронных бланков некоторых психологических методик с использованием формул (в Microsoft Excel);
 Сформулировать списки объектов и дескрипторов для составления ре-шеток Дж. Келли.
 Зарегистрировать e-mail на бесплатных почтовых серверах;
 Поработать с некоторыми формулами и таблицами данных в Microsoft Excel;
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся зна-ния посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания проме-жуточных тестов по предмету.



Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
В рамках дисциплины «Психология мотивации и эмоций в норме и патологии» на практические занятия выносятся следующие темы:
 Современные информационные технологии для психологии;
 Информационные поисковые системы в Интернет: Yandex.ru, Google.ru. Возможности поисковых систем;
 Поиск и классификация психологических ресурсов в сети интернет;
 Регистрация учетной записи на психологических ресурсах в интернет;
 Работа c табличными данными в Microsoft Excel, Open Office;
 Составление сводных таблиц данных по результатам прохождения методик и тестов. Работа с мастером диаграмм;
 Создание файла - презентации в Microsoft Power Point;
 Составление сводных таблиц данных в Microsoft Office Excel;
 Создание электронной формы психологического теста в Microsoft Office Excel;
 Создание электронного бланка в Microsoft Excel для реализации предложенной психологической методики;
 Создание электронной формы психологического теста в Microsoft Excel
На практических занятиях по новым информационным технологиям рассматриваются способы работы с информацией, ее хранения и защиты. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений работы в интернет и навыков работы с программным обеспечением. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется просмотреть предложенный список литературы по соответствующей теме, а также практиковаться дома, используя домашний компьютер.
Рекомендуется составлять перечень вопросов к практическому занятию для последующего разбора на практическом занятии.
На практических занятиях, посвященных составлению электронных бланков и форм психологических методик, студентам рекомендуется использовать методические пособия для работы с соответствующим программным обеспечением.
По итогам практической работы в компьютерных классах студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественное выполнение практического задания в предоставленные сроки, за способность объяснить смысл проделанной работы выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При хорошо и вовремя выполненной практической работе выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при недостаточно высоком уровне работы, выполненной с запозданием - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальные практические задания.
При выборе письменного творческого задания (реферата) сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении практических заданий студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей тематике.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение набора практических заданий, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение практических заданий, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление выполненных практических заданий с объяснением смысла проделанной работы, решение тестовых заданий от 30% до 50%.