Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | формирование у будущего специалиста совокупности знаний, умений и навыков работы с самым широким спектром современного программного обеспечения: операционные системы, офисные приложения, коммуникационные программы, специальные пакеты программ • Формирование информационной культуры • Развитие у студентов информационного мировоззрения • Выработка умения представления данных наиболее адекватным образом (используя графическое, табличное, текстовое, мультимедиа представления) • Обучение коммуникационным навыкам • Освоение технологии создания новых образовательных проектов на основе информационных технологий, модернизация и развитие существующей сетевой и образовательной инфраструктуры и др. • Обеспечение доступа к психологическим ресурсам в сети Интернет. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об основах информационной культуры современного общества; О ведущих информационных технологиях современного общества; О возможностях хранения, копирования, редактирования, передачи информации в сети интернет; Об устройстве сети интернет; Об устройстве компьютера. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Уметь применять знания устройства компьютера в практической деятельности; - Уметь применять знания элементарной архитектуры компьютерной сети в практической деятельности; - Уметь применять основные принципы работы в сети интернет в практической деятельности; - Уметь применять использовать в работе следующее программное обеспечение (Microsoft Office, Excel); - Уметь создать и настроить электронный почтовый ящик (e-mail); - Уметь создать и редактировать документ - электронные таблицы (Microsoft Office, Open Office); |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Владеть навыками редактирования электронного документа (Microsoft Office, Excel, Open Office); - Владеть навыками создания элетронного ящика (e-mail) на бесплатных почтовых ресурсах в интернет (mail.ru, gmail.com); - Владеть навыками регистрации на научных ресурсах: форумах, сайтах и сохранения учетной записи; - Владеть навыками создания файла презентации (Microsoft Office Power Point) по заданным параметрам; - Владеть навыками создания электронной формы психологического теста с заданным набором вопросов-пунктов и закрытым вариантом ответов; - Владеть способами автоматизации получения результатов прохождения психологического теста с помощью средств Microsoft Office Excel; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы информационной культуры | ||||||
1.1. | Психологические ресурсы в Internet | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Переход к информационному обществу. Концепции информационного общества | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Информация и ее свойства. Качество информации. Понятие информационной технологии. Проблемы использования информационных технологий. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Информация и ее свойства. Качество информации. Понятие информационной технологии. Проблемы использования информационных технологий. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Основы организации всемирной сети (Internet) | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Современные информационные технологии для психологии | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Основы сетевой безопасности | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Офисные приложения (Open Office, Microsoft Office) в работе психолога | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Принципы поиска информации в Internet | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Психологическое измерение и измерительные технологии | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Статистические пакеты (SPSS Statistics) в работе психолога | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Работа с данными исследований | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Современные информационные технологии в психологии | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Концепции информационного общества | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Психологические ресурсы в сети интернет | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Работа с офисными приложениями (microsoft office, open office) | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Использование электронных таблиц в составлении баз данных для психологических исследований | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Принципы поиска информации в сети интернет | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Составление карты психологических ресурсов в Internet | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Поиск информации в сети интернет | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Способы регистрации и созданния аккаунтов на психологическх форумах | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.22. | Поиск литературы на психологических ресурсах в Internet | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Информационные технологии в практике психолога. | ||||||
2.1. | Облачные технологии и способы хранения и переноса данных | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Электронные таблицы в научно-исследовательской работе психолога | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Создание анкет | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Использование сетевых инструментов для конструирования тестов и анкет (сервисы Google) | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Использование формул в "Электронных таблицах" для расчета шкал психологического теста | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Знакомство с некторыми психологическими методиками | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Конструирование психологического теста средствами приложений элетронные таблицы (MS Excel) | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Составление сводных таблиц данных в Microsoft Office Excel | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Создание файла - презентации в Microsoft Office. | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Зачет | Зачет | 1 | 4 | ОПК-1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Дайте определение понятию информационное общество. Какие концепции ин-формационного общества вам известны? 2. Дайте определение понятию информация. Какие виды информации вам известны? 3. Дайте определение понятию информационная технология. Какие виды информационных технологий вам известны? 4. Какие проблемы использования информационных технологий вам известны? 5. О каких информационных технологиях, используемых в психологии, вам известно? 6. Охарактеризуйте предназначение всемирной сети Internet. 7. Объясните принципы поиска нужной информации в сети Internet. 8. Какие поисковые системы в сети Internet вам известны? Объясните принцип ра-боты этих поисковых систем. 9. Какие проблемы безопасного использования сети Internet вам известны? 10. О каких сетевых угрозах вам известно? Дайте определение сетевого вируса. 11. Охарактеризуйте предназначение антивирусного программного обеспечения. 12. Какое антивирусное программное обеспечение вам известно? 13. Какие психологические ресурсы: сайты, форумы, порталы вам известны? 14. Объясните, что такое сетевой аккаунт? 15. Укажите как минимум четыре информационных психологических ресурса: сайты, форумы, порталы, библиотеки, на которых вы зарегистрировали свой аккаунт. 16. Объясните понятия: шкала измерения, методика, тест, анкета. 17. О каких сетевых сервисах конструирования тестов, анкет вам известно? 18. Объясните предназначение сервиса: «google forms». 19. Продемонстрируйте создание простейшей анкеты или теста средствами сервиса «google forms». 20. Какие виды вопросов в анкете или психологическом тесте вы знаете? 21. Объясните назначение и приведите примеры одновариантного вопроса. 22. Объясните назначение и приведите примеры номинального вопроса. 23. Объясните назначение и приведите примеры многовариантного вопроса. 24. Объясните назначение и приведите примеры ранговой шкалы. 25. Продемонстрируйте возможность использования медиа объектов (фотографий, видеоклипов) в конструировании тестов средствами сервиса «google forms». 26. Продемонстрируйте возможность послать созданный тест средствами «google forms» на электронные адреса или разместить в социальной сети (Facebook, Google+). 27. Покажите возможность сбора тестовых данных в единую таблицу средствами «google forms». 28. Продемонстрируйте возможность сохранения таблицы тестовых данных в фай-ле разных форматов на локальном компьютере. 29. Продемонстрируйте созданную вами презентацию средствами Microsoft Power Point на выбранную тематику. 30. Какие принципы создания и оформления электронной презентации средствами Microsoft Power Point вам известны? 31. Объясните возможности использования пакета приложений Microsoft Office в работе психолога. 32. Объясните возможности использования приложения Microsoft Office Excel в работе психолога. 33. Покажите созданный вами психологический текст средствами Microsoft Office Excel. 34. Продемонстрируйте возможности построения гистограмм в пакете Microsoft Office Excel, используя имеющиеся данные. 35. Какие типы гистограмм в пакете Microsoft Office Excel вам известны? 36. Какие возможности использования формул в пакете Microsoft Office Excel вам известны? 37. Продемонстрируйте возможность формульного расчета средних в пакете Mi-crosoft Office Excel, используя имеющиеся данные. 38. Объясните понятие описательные статистики. 39. Объясните понятия сбора и обработки статистических данных. 40. Какие технологии сбора и обработки статистических данных вам известны? 41. Охарактеризуйте предназначение программного статистического пакета IBM Statistics SPSS. 42. Продемонстрируйте создание таблицы данных в пакете IBM Statistics SPSS или копирование данных из файла Microsoft Office Excel. 43. Продемонстрируйте возможность подписи данных (переменных) в файле паке-та IBM Statistics SPSS. 44. Каким образом, в файле данных пакета IBM Statistics SPSS, возможно задать типы шкал? 45. Какие операции с пропущенными данными в файле данных IBM Statistics SPSS обычно доступны исследователю? 46. Расскажите об известных вам способах получения описательных статистик по файлу данных в пакете IBM Statistics SPSS. 47. Раскройте смысл понятия нормальное распределение. 48. Объясните способы проверки нормальности распределения данных в пакете IBM Statistics SPSS. 49. Какие критерии в пакете IBM Statistics SPSS предназначены для проверки нор-мальности распределения? 50. Какой уровень доверительного интервала статистического критерия проверки можно считать достаточным для оценки нормальности распределения? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы для выполнения обязательной работы студента: Информация и ее свойства. Качество информации. Понятие информаци-онной технологии. Проблемы использования информационных техноло-гий; Компьютерные сети. Назначение и классификация компьютерных сетей; Современные информационные технологии для психологии; Рассмотреть историю и предназначение статистического пакета IBM Statistics SPSS; Знакомство со статистическим пакетом IBM SPSS; Изучить главные разработки, на которых основывается современный Интернет - коммутация пакетов и стек протоколов TCP/IP; Информационные поисковые системы в Интернет: Yandex.ru, Google.ru. Возможности поисковых систем; Поиск и классификация психологических ресурсов в сети интернет. Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу новые информационные технологии в психологии, состав-лять развернутый конспект рассматриваемых тем. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины. Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области компьютерных технологий. Темы контролируемой самостоятельной работы студента: Регистрация на психологических ресурсах сети интернет; Составление электронной формы психологического теста в Microsoft Excel; Составление электронных бланков некоторых психологических методик с использованием формул (в Microsoft Excel); Сформулировать списки объектов и дескрипторов для составления ре-шеток Дж. Келли. Зарегистрировать e-mail на бесплатных почтовых серверах; Поработать с некоторыми формулами и таблицами данных в Microsoft Excel; |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Гаврилов М.В., Климов В.А. | Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Романова Ю.Д., Винтова Т.А., Коваль П.Е. | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме. Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся зна-ния посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания проме-жуточных тестов по предмету. Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям На практических занятиях по новым информационным технологиям рассматриваются способы работы с информацией, ее хранения и защиты. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений работы в интернет и навыков работы с программным обеспечением. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется просмотреть предложенный список литературы по соответствующей теме, а также практиковаться дома, используя домашний компьютер. Рекомендуется составлять перечень вопросов к практическому занятию для последующего разбора на практическом занятии. На практических занятиях, посвященных составлению электронных бланков и форм психологических методик, студентам рекомендуется использовать методические пособия для работы с соответствующим программным обеспечением. По итогам практической работы в компьютерных классах студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественное выполнение практического задания в предоставленные сроки, за способность объяснить смысл проделанной работы выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»). При хорошо и вовремя выполненной практической работе выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»). А при недостаточно высоком уровне работы, выполненной с запозданием - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»). Методические указания для подготовки к экзамену При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальные практические задания. При выборе письменного творческого задания (реферата) сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении практических заданий студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей тематике. Критерии получения оценки на экзамене: Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение набора практических заданий, решение тестовых заданий от 75% до 100%. Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение практических заданий, решение тестовых заданий от 51% до 74%. Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление выполненных практических заданий с объяснением смысла проделанной работы, решение тестовых заданий от 30% до 50%. |