МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гистология с основами эмбриологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Федорова О.И.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Гистология с основами эмбриологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели:
ознакомить студентов со строением клеток прокариот и эукариот, функциями клеточных структур;
сформировать понимание процессов воспроизведения генетического материала;
сформировать представление о строении и функциях основных тканей организма, гистогенезе.
Задачи изучения дисциплины:
научить с помощью световой микроскопии идентифицировать клеточные и тканевые структуры;
научить определять на препаратах характерные признаки различных тканей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем здорового организма, рассматриваемых с позиций клеточной биологии, цитологии, гистологии;
современные подходы к изучению проблем клеточной биологии, цитологии, гистологии с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов;
основные принципы интеграции с представителями других областей знаний при решении научно-исследовательских и прикладных задач в рамках подготовки по специальности;
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту;
формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей.
определять перспективные направления научных исследований в предметной сфере профессиональной деятельности, состав исследовательских работ, определяющие их факторы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования, технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований.
навыками самостоятельного приобретения знаний и умений, необходимых для ведения научно-исследовательской деятельности, непосредственно не связанных с профилем подготовки.
основами использования междисциплинарных связей при решении профессиональных задач; навыками постановки и решения научно-исследовательских и прикладных задач, коммуникационными навыками в рамках подготовки по специальности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Клеточная теория. Методы исследования в цитологии и гистологии. Прокариоты и эукариоты
1.1. Предмет изучения цитологии, гистологии, цели и задачи этих дисциплин. Клеточная теория, ее основные положения.Клетки прокариот и эукариот. Сравнительная характеристика про- и эукариотических клеток, животных и растительных клеток. Цитоплазма. Гиалоплазма, ее состав и функции. Включения и органоиды. Лекции 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Основы микроскопической техники. Органоиды клеток прокариот и эукариот. Практические 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Методы исследования клеток и тканей (световая, поляризационная, интерференционная, фазово- контрастная, электронная микроскопия; принципы приготовления фиксированных препаратов; авторадиография, дифференциальное центрифугирование и др.).Теории происхождения эукариотических клеток. Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов. Классификация клеточных структур. Немембранные структуры клеток: микротрубочки, микрофиламенты, микрофибриллы. Центриоли. Участие немебранных структур в образовании ресничек, жгутиков, микроворсинок. Роль акто-миозиновой и тубулин- динеиновой систем в микродвижениях. Общий план строения биологических мембран. Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики. Классификация органоидов. Клеточные включения. Немембранные структуры клетки и их производные. Виды транспорта через мембрану (пассивный, активный, транспорт в мембранной упаковке (экзоцитоз, эндоцитоз) Сам. работа 9 12 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Воспроизведение клеток
2.1. Воспроизведение клеток. Клеточный цикл, его фазы. Митоз, фазы митоза. Амитоз. Эндомитоз. Политения, строение политенных хромосом, пуффинг. Гаметогенез (сперматогенез и оогенез) и мейоз. Биологический смысл мейоза. Редукционное деление мейоза. Стадии профазы первого деления. Феномен хромосом типа “ламповых щеток”. Эквационное деление мейоза. Лекции 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Митоз, амитоз, эндомитоз, политения. Гаметогенез и мейоз. Практические 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Воспроизведение и специализация клеток. Цитохимия интерфазной клетки. Центральная догма молекулярной биологии. Регуляция транскрипции у эукариот: роль гормонов, белков хроматина, интронов. Посттранскрипционные процессы (процессинг, сплайсинг). Транскрипция и ее регуляция у прокариот. Схема Жакоба и Моно. Сам. работа 9 12 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Основные понятия гистологии. Классификация тканей
3.1. Ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии. Понятия тканях и гистогенезе. Физиологическая и репаративная регенерация. Категории клеток по способу поддержания клеточной популяции. Дифференцировка и детерминация. Лекции 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Физиологическая и репаративная регенерация. Категории клеток по способу поддержания клеточной популяции. Дифференцировка и детерминация. Практические 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Основные типы тканей. Сам. работа 9 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Эпителиальные ткани. Железы
4.1. Общие признаки эпителиев. Классификация эпителиальных тканей. Эпителии эктодермального происхождения (многоклеточный ороговевающий, неороговевающий, переходный, мерцательный). Энтодермальный эпителий (кишечного типа). Цело- нефродермальный эпителий ( целомический и нефродермальный). Лекции 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Эпителиальные ткани экто-, энто- и мезодермального происхождения. Эпителий желез. Практические 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Железы, их классификация. Сам. работа 9 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Трофические соединительные ткани (кровь и кроветворение).
5.1. Ткани внутренней среды. Происхождение, общие признаки, классификация. Трофические ткани. Кровь и лимфа. Плазма и форменные элементы крови. Лекции 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Кровь и гемопоэз. Практические 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Эритроциты, Лейкоциты, классификация, морфо- функциональная характеристика. Тромбоциты. Участие лимфоцитов в иммунных реакциях, Т- и В-лимфоциты. Гемопоэз: шесть классов кроветворных клеток и их характеристика. Гемопоэтические ткани. Сам. работа 9 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Опорные и собственно соединительные ткани.
6.1. Понятие о ретикуло-гистиоцитарной системе. Соединительные ткани со специальными свойствами (ретикулярная, жировая, пигментная ткани). Плотная неоформленная и оформленная соединительные ткани (дерма, связки, сухожилия, фасции и др.). Опорные ткани. Хрящевая ткань, ее классификация и морфологическая характеристика. Особенности строения гиалинового, эластического и волокнистого хряща. Надхрящница, ее строение и функции. Костная ткань. Межклеточное вещество,костные клетки. Виды костной ткани. Грубоволокнистая кость. Общий план строения зуба и дентин. Тонковолокнистая (пластинчатая) кость. Губчатое и компактное вещество пластинчатой кости. Гаверсова система, строение остеона. Гистогенез и регенерация костной ткани. Надкостница. Лекции 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.2. Рыхлая и плотная соединительные ткани. Соединительные ткани со специальными свойствами. Костная и хрящевая ткани. Практические 9 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.3. Рыхлая неоформленная соединительная ткань, состав и строение межклеточного вещества, характеристика клеточных элементов. Сам. работа 9 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 7. Мышечная ткань.
7.1. Общая характеристика, функции, классификация. Морфология поперечно- полосатой, гладкой и сердечной мускулатуры. Ультраструктура миофибриллы. Лекции 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
7.2. Мышечная ткань. Практические 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
7.3. Принципы мышечного сокращения. Сам. работа 9 8
Раздел 8. Нервная ткань
8.1. Особенности строения нервных клеток, мякотных и безмякотных волокон. Макроглия (эпендима, астроглия, олигодендроглия), ее строение и функции. Микроглия. Лекции 9 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
8.2. Нервная ткань Практические 9 2 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
8.3. Общий план строения синапса. Рецепторы. Сам. работа 9 8 ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федорова О.И. Цитология и гистология: учеб. пособие для вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иглина Н.Г. Гистология: учеб. для высш. пед. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Верещагина В.А. Основы общей цитологии: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2009 50
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Гистология с оновами эмбриологии».
Согласно учебному плану дисциплина «Гистология с оновами эмбриологии» включает в себя блок практических занятий и самостоятельную работу студентов.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Гистология с оновами эмбриологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:
• Выполнение контрольных работ;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• участие в дискуссиях;
• участие в тренинге;
• выступление с докладом.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку.
Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях;
• самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех).
• Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения.
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Для подготовки к практическим занятиям студенты должны проработать рекомендуемый материал.
Целью самостоятельной работы является усвоение фундаментальных знаний, развитие ответственности и организованности, умений осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. По дисциплине «Гистология с оновами эмбриологии» основной формой самостоятельной работы является проработка рекомендуемого материала, работа с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы, подготовка доклада на выбранной теме и выполнение контрольной работы.
Перед изучением дисциплины обучающиеся получают рабочую программу, календарный план и содержание заданий на самостоятельную работу, индивидуальную контрольную работу.
Самостоятельная работа оценивается на практических занятиях путем беседы и опроса по пройденному материалу, при проверке контрольной работы, словаря терминов, а также на защите доклада по выполненному реферату. Контрольные работы принимаются в электронном виде в системе Moodle. После проверки обучающиеся должны внести исправления в электронные документы и сдать их перед зачетом в электронном виде.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.