Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология и химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_БиХ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. | Цели: ознакомить студентов со строением клеток прокариот и эукариот, функциями клеточных структур; сформировать понимание процессов воспроизведения генетического материала; сформировать представление о строении и функциях основных тканей организма, гистогенезе. Задачи изучения дисциплины: научить с помощью световой микроскопии идентифицировать клеточные и тканевые структуры; научить определять на препаратах характерные признаки различных тканей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности функционирования и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем здорового организма, рассматриваемых с позиций клеточной биологии, цитологии, гистологии; современные подходы к изучению проблем клеточной биологии, цитологии, гистологии с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов; основные принципы интеграции с представителями других областей знаний при решении научно-исследовательских и прикладных задач в рамках подготовки по специальности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей. определять перспективные направления научных исследований в предметной сфере профессиональной деятельности, состав исследовательских работ, определяющие их факторы; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования, технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований. навыками самостоятельного приобретения знаний и умений, необходимых для ведения научно-исследовательской деятельности, непосредственно не связанных с профилем подготовки. основами использования междисциплинарных связей при решении профессиональных задач; навыками постановки и решения научно-исследовательских и прикладных задач, коммуникационными навыками в рамках подготовки по специальности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Клеточная теория. Методы исследования в цитологии и гистологии. Прокариоты и эукариоты | ||||||
1.1. | Предмет изучения цитологии, гистологии, цели и задачи этих дисциплин. Клеточная теория, ее основные положения.Клетки прокариот и эукариот. Сравнительная характеристика про- и эукариотических клеток, животных и растительных клеток. Цитоплазма. Гиалоплазма, ее состав и функции. Включения и органоиды. | Лекции | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Основы микроскопической техники. Органоиды клеток прокариот и эукариот. | Практические | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Методы исследования клеток и тканей (световая, поляризационная, интерференционная, фазово- контрастная, электронная микроскопия; принципы приготовления фиксированных препаратов; авторадиография, дифференциальное центрифугирование и др.).Теории происхождения эукариотических клеток. Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов. Классификация клеточных структур. Немембранные структуры клеток: микротрубочки, микрофиламенты, микрофибриллы. Центриоли. Участие немебранных структур в образовании ресничек, жгутиков, микроворсинок. Роль акто-миозиновой и тубулин- динеиновой систем в микродвижениях. Общий план строения биологических мембран. Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики. Классификация органоидов. Клеточные включения. Немембранные структуры клетки и их производные. Виды транспорта через мембрану (пассивный, активный, транспорт в мембранной упаковке (экзоцитоз, эндоцитоз) | Сам. работа | 9 | 12 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Воспроизведение клеток | ||||||
2.1. | Воспроизведение клеток. Клеточный цикл, его фазы. Митоз, фазы митоза. Амитоз. Эндомитоз. Политения, строение политенных хромосом, пуффинг. Гаметогенез (сперматогенез и оогенез) и мейоз. Биологический смысл мейоза. Редукционное деление мейоза. Стадии профазы первого деления. Феномен хромосом типа “ламповых щеток”. Эквационное деление мейоза. | Лекции | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Митоз, амитоз, эндомитоз, политения. Гаметогенез и мейоз. | Практические | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Воспроизведение и специализация клеток. Цитохимия интерфазной клетки. Центральная догма молекулярной биологии. Регуляция транскрипции у эукариот: роль гормонов, белков хроматина, интронов. Посттранскрипционные процессы (процессинг, сплайсинг). Транскрипция и ее регуляция у прокариот. Схема Жакоба и Моно. | Сам. работа | 9 | 12 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Основные понятия гистологии. Классификация тканей | ||||||
3.1. | Ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии. Понятия тканях и гистогенезе. Физиологическая и репаративная регенерация. Категории клеток по способу поддержания клеточной популяции. Дифференцировка и детерминация. | Лекции | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Физиологическая и репаративная регенерация. Категории клеток по способу поддержания клеточной популяции. Дифференцировка и детерминация. | Практические | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Основные типы тканей. | Сам. работа | 9 | 8 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 4. Эпителиальные ткани. Железы | ||||||
4.1. | Общие признаки эпителиев. Классификация эпителиальных тканей. Эпителии эктодермального происхождения (многоклеточный ороговевающий, неороговевающий, переходный, мерцательный). Энтодермальный эпителий (кишечного типа). Цело- нефродермальный эпителий ( целомический и нефродермальный). | Лекции | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
4.2. | Эпителиальные ткани экто-, энто- и мезодермального происхождения. Эпителий желез. | Практические | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
4.3. | Железы, их классификация. | Сам. работа | 9 | 8 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 5. Трофические соединительные ткани (кровь и кроветворение). | ||||||
5.1. | Ткани внутренней среды. Происхождение, общие признаки, классификация. Трофические ткани. Кровь и лимфа. Плазма и форменные элементы крови. | Лекции | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.2. | Кровь и гемопоэз. | Практические | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.3. | Эритроциты, Лейкоциты, классификация, морфо- функциональная характеристика. Тромбоциты. Участие лимфоцитов в иммунных реакциях, Т- и В-лимфоциты. Гемопоэз: шесть классов кроветворных клеток и их характеристика. Гемопоэтические ткани. | Сам. работа | 9 | 8 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 6. Опорные и собственно соединительные ткани. | ||||||
6.1. | Понятие о ретикуло-гистиоцитарной системе. Соединительные ткани со специальными свойствами (ретикулярная, жировая, пигментная ткани). Плотная неоформленная и оформленная соединительные ткани (дерма, связки, сухожилия, фасции и др.). Опорные ткани. Хрящевая ткань, ее классификация и морфологическая характеристика. Особенности строения гиалинового, эластического и волокнистого хряща. Надхрящница, ее строение и функции. Костная ткань. Межклеточное вещество,костные клетки. Виды костной ткани. Грубоволокнистая кость. Общий план строения зуба и дентин. Тонковолокнистая (пластинчатая) кость. Губчатое и компактное вещество пластинчатой кости. Гаверсова система, строение остеона. Гистогенез и регенерация костной ткани. Надкостница. | Лекции | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
6.2. | Рыхлая и плотная соединительные ткани. Соединительные ткани со специальными свойствами. Костная и хрящевая ткани. | Практические | 9 | 4 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
6.3. | Рыхлая неоформленная соединительная ткань, состав и строение межклеточного вещества, характеристика клеточных элементов. | Сам. работа | 9 | 8 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 7. Мышечная ткань. | ||||||
7.1. | Общая характеристика, функции, классификация. Морфология поперечно- полосатой, гладкой и сердечной мускулатуры. Ультраструктура миофибриллы. | Лекции | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
7.2. | Мышечная ткань. | Практические | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
7.3. | Принципы мышечного сокращения. | Сам. работа | 9 | 8 | ||
Раздел 8. Нервная ткань | ||||||
8.1. | Особенности строения нервных клеток, мякотных и безмякотных волокон. Макроглия (эпендима, астроглия, олигодендроглия), ее строение и функции. Микроглия. | Лекции | 9 | 4 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
8.2. | Нервная ткань | Практические | 9 | 2 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
8.3. | Общий план строения синапса. Рецепторы. | Сам. работа | 9 | 8 | ОПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Федорова О.И. | Цитология и гистология: учеб. пособие для вузов | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Иглина Н.Г. | Гистология: учеб. для высш. пед. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Верещагина В.А. | Основы общей цитологии: учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 2009 | 50 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Гистология с оновами эмбриологии». Согласно учебному плану дисциплина «Гистология с оновами эмбриологии» включает в себя блок практических занятий и самостоятельную работу студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Гистология с оновами эмбриологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса. Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям: • Выполнение контрольных работ; • ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем; • участие в дискуссиях; • участие в тренинге; • выступление с докладом. Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений. Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку. Самостоятельная работа студента Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны: • просматривать основные определения и факты; • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы; • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов; • готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях; • самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех). • Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения. Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку. Для подготовки к практическим занятиям студенты должны проработать рекомендуемый материал. Целью самостоятельной работы является усвоение фундаментальных знаний, развитие ответственности и организованности, умений осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. По дисциплине «Гистология с оновами эмбриологии» основной формой самостоятельной работы является проработка рекомендуемого материала, работа с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы, подготовка доклада на выбранной теме и выполнение контрольной работы. Перед изучением дисциплины обучающиеся получают рабочую программу, календарный план и содержание заданий на самостоятельную работу, индивидуальную контрольную работу. Самостоятельная работа оценивается на практических занятиях путем беседы и опроса по пройденному материалу, при проверке контрольной работы, словаря терминов, а также на защите доклада по выполненному реферату. Контрольные работы принимаются в электронном виде в системе Moodle. После проверки обучающиеся должны внести исправления в электронные документы и сдать их перед зачетом в электронном виде. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |