МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компетентностный подход в деятельности преподавателя

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 4 4
Практические 6 6 6 6 12 12
Сам. работа 28 28 60 60 88 88
Часы на контроль 0 0 4 4 4 4
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Компетентностный подход в деятельности преподавателя

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Морозова О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Морозова О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка аспирантов к осуществлению преподавательской деятельности в системе высшего образовании на основе компетентностного подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью и готовностью анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона
ПК-19 способностью и готовностью проектировать образовательные программы для разных категорий обучающихся
ПК-20 спсобностью и готовностью проектироваь образовательную среду в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности анализа подходов, в том числе компетентностного подхода, к процессу подготовки, рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
специфику проектирования образовательных программ в условиях компетентостного образования для разных категорий обучающихся;
особенности проектирования образовательной среды в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать подходы, в том числе и компететностный к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
проектировать образовательные программы в условиях компетентностного образования для разных категорий обучающихся;
осуществлять проектирование целе-вых, содержательных и процессуальных характеристик образовательной среды в соответствии с требованиями определенного вида экономической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа подходов, в том числе компетентностного, к процессу подготовки, рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
навыками проектирования содержания и разработки образовательной программы в условиях компетентностного образования для разных категорий обучающихся;
отбора целевых, содержательных и процессуальных характеристик образовательной среды и ее разработки в соответствии с требованиями определенного вида экономической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компетентностный подход в современных парадигмах образования
1.1. Образовательные парадигмы в высшем образовании Лекции 1 2 ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Модернизация высшего образования в России на основе ФГОС нового поколения Практические 1 2 ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Компетентностный подход как новая парадигма высшего образования Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Методологические основания высшего компетентностного образования Сам. работа 1 4 ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Компетентностный подход в деятельности преподавателя вуза Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Проектирование содержания высшего образования на основе компетентностного подхода
2.1. Компетентностное содержание высшего образования как объект педагогического проектирования Практические 1 2 ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Условия проектирования содержания компетентностного высшего образования Сам. работа 1 4 ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Структура основной профессиональной образовательной программы ВО Сам. работа 1 4 ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Модель профессиональной деятельности выпускника вуза как основа проектирования системы компетенций Практические 1 2 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Компетентностный подход и межпредметная интеграция Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Проектирование структуры и содержания рабочей программы дисциплины Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Проектирование дополнительных профессиональных программ с позиции компетентностного подхода Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Технологии компетентностно-ориентированного образования в деятельности преподавателя вуза
3.1. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода в профессиональной деятельности преподавателя вуза Практические 2 2 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Возможности современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в профессиональной деятельности преподавателя вуза Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Проектная мастерская, метод проектов как эффективные технологии реализации компетентностного подхода в профессиональной деятельности преподавателя вуза Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Технология проблемного компетентностно-ориентированного обучения Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Технология критического мышления Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.6. Технология кейс-стади в компетентностном высшем образовании Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.7. Игровые компетентностно-ориентированные технологии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.8. Задачное структурирование образовательного материала в контексте компетентностного подхода Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Учебное занятие в вузе в контексте компетентностного подхода
4.1. Цели и типология, структура учебных занятий в вузе с позиций компетентностого подхода Лекции 2 2 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Виды современной лекции в контексте коппетентностого подхода Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Проектирование учебного занятия в вузе с позиций компетентностного подхода Практические 2 2 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Профессиональная деятельность преподавателя вуза: компетентностный формат
5.1. Построение педагогического процесса в вузе на основе профессиональных компетенций преподавателя Практические 2 2 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Компетентность преподавателя как условие становления компетентного выпускника вуза Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Моделирование учебных ситуаций в диалоге "преподаватель-студент" Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Оценка качества высшего образования с позиций компетентностного подхода
6.1. Принципы и технологии создания фондов оценочных средств для оценки знаний, умений и освоенных компетенций Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.2. Условия будущей профессиональной деятельности выпускника вуза как методологическое основание проектирования системы контроля и оценки по учебной дисциплине Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.3. Модульно-рейтинговая система оценки учебных достижений студентов Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.4. Зачет 2 4 ПК-1, ПК-19, ПК-20 Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2020 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Мудл "Компетентностный подход" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.