МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение закономерностей развития семьи и ребенка в трудной жизненной ситуации, овладение методами диагностики семейных проблемных зон, психологического сопровождения, психологического вмешательства и психологического сопровождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 способностью разрабатывать и реализовывать программы, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации
ПК-25 способностью осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности алаптивного и дезадаптивного преодоления, особенности диагностики, психологического вмешательства, сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать программы психологической диагностики, вмешательства и сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.) и просвещать сотрудников в данной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологией психологического сопровождения, методами психологического вмешательства, диагностики детям и семьям в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.) и просвещения сотрудников в данной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ненормативные семейные кризисы как трудные жизненныеситуации
1.1. Тяжелая болезнь члена семьи. Лекции 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Тяжелая болезнь члена семьи. Сам. работа 9 4 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Тяжелая болезнь члена семьи. Практические 9 4 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Лекции 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Практические 9 4 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Сам. работа 9 7 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Инцест. Лекции 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Инцест. Сам. работа 9 4 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Инцест. Практические 9 4 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Смерть члена семьи. Лекции 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Смерть члена семьи. Сам. работа 9 4 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Смерть члена семьи. Практические 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Вступление супругов в повторный брак. Лекции 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Вступление супругов в повторный брак. Сам. работа 9 7 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Вступление супругов в повторный брак. Практические 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Трудные жизненные ситуации современной семьи..
2.1. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Сам. работа 9 6 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Лекции 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Практические 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. "Алкогольная семья" и ее роли. Лекции 9 2 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. "Алкогольная семья" и ее роли. Сам. работа 9 4 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. "Алкогольная семья" и ее роли. Практические 9 4 ПК-14, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Якимова Т.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. университетская библиотека on-line.
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий.
2. Gосещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.