Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.01. Сервис |
Профиль | Социально-культурный сервис и туризм |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_01_С-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н. доцент Жариков А.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Информатики»: являются способствовать овладению студентами базовых знаний об основах прикладной информатики в профессиональной сфере деятельности, формирование у студентов представлений о возможностях использования средств вычислительной техники; ознакомление с современными технологиями сбора, обработки, хранения и передачи информации и тенденциями их развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | системы счисления и математические основы информатики, основные этические принципы и особенности профессиональной деятельности, основы сбора, анализа и интерпретации географических данных, основные понятия баз данных, компьютерных сетей и защиты информации, характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий, сущность работы в Интернете и получения информации в глобальных сетях, сущность работы с компьютером как средством управления информацией, основные базовые приёмы работы в графических редакторах, основные понятия баз данных, компьютерных сетей и защиты информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | системы счисления и математические основы информатики, объяснять влияние информационных технологий на развитие личности, осуществлять сбор, анализ и интерпретацию географических данных, работать с графическими изображениями и презентациями на компьютере, применять формулы и расчёты на компьютере, получать ценную информацию из глобальных сетей, позволяющем повышать свой уровень знаний о современных направлениях географической науки, использовать, хранить и перерабатывать информацию с применением вычислительной техники, строить диаграммы по табличным данным на компьютере, использовать базы данных на компьютере |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми приёмами работы в текстовом редакторе и текстовом процессоре на компьютере, этическими и правовыми нормами, методами сбора, анализа и интерпретации географических данных на уровне, повещающем профессиональную квалификацию, методами защиты информации в ПЭВМ, основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами и средствами компьютерной графики, компьютерной техникой на уровне, позволяющем повышать свои профессиональные качества за счет получения современной географической информации, основами работы с компьютером как средством управления информацией на уровне, позволяющем использовать компьютерную технику и специализированные компьютерные программы в своей профессиональной деятельности, базовыми приёмами работы в табличном процессоре на компьютере |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Архитектура и основные характеристики ПК. | ||||||
1.1. | Архитектура персонального компьютера (ПК). | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л2.5 |
1.2. | Состав и характеристика основных функциональных модулей ПК: микропроцессор, оперативная память, внешние запоминающие устройства, монитор, клавиатура, манипуляторы. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.5 |
1.3. | Функции ПК (рабочие станции, серверы). | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.5 |
1.4. | Архитектура персонального компьютера (ПК | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5 |
Раздел 2. Арифметические и логические основы компьютера, представление информации в ЭВМ. | ||||||
2.1. | Системы кодирования информации. Представление числовой информации в ПЭВМ. Позиционные и непозиционные системы исчисления. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.5, Л1.2, Л2.4 |
2.2. | Представление символьной информации в ПЭВМ. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4 |
2.3. | Представление графической информации в ПЭВМ. Растровые и векторные изображения. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4 |
2.4. | Количество информации. Единицы измерения информации. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4 |
2.5. | Роль программы в ПЭВМ, принципы программного управления в компьютере. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4 |
2.6. | Представление числовой информации в ПЭВМ. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Классификация программного обеспечения. | ||||||
3.1. | Основные классы программного обеспечения: системные, инструментальные и прикладные программы. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4 |
3.2. | Системное программное обеспечение: операционные системы, драйверы, утилиты. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4 |
3.3. | Операционные системы: назначение и основные функции. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4 |
3.4. | Обзор инструментальных средств и пакетов прикладных программ. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4 |
3.5. | Обзор инструментальных средств и пакетов прикладных программ. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 4. Офисные информационные системы. Электронные документы. | ||||||
4.1. | Понятие документа. Шаблоны и стили. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.3 |
4.2. | Простой и сложный документ. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.3 |
4.3. | Настройки приложения. Панели инструментов. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.3 |
4.4. | Форматы сохранения документа. Формы. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3 |
4.5. | Форматирование документа. Использование различных объектов в документе. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3 |
4.6. | Создание таблиц. Формулы. Создание оглавлений, гиперссылок, полей. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.2 |
4.7. | Использование технологии слияния для создания рассылки. Источники данных для слияния. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4 |
Раздел 5. Базы данных. | ||||||
5.1. | Технология баз данных, основные понятия. Концептуальная модель базы данных. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л1.4, Л2.3 |
5.2. | Определение сущности, атрибута, связи. Логическая модель базы данных. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.5, Л1.2, Л1.4, Л2.3 |
5.3. | Реляционная база данных. Таблица и ее свойства. Принципы работы реляционных систем управления базами данных. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.5, Л1.2, Л1.4, Л2.3 |
5.4. | Основные этапы работы с реляционной базой данных. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.4, Л2.3 |
5.5. | Создание и модификация структуры. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.5, Л1.2, Л2.3 |
5.6. | Проектирование баз данных. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.7. | СУБД Access: основные возможности. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 6. Локальные и глобальные компьютерные сети. Сервисы Интернет. | ||||||
6.1. | Протоколы. Топология сети. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
6.2. | Структура и принципы работы глобальных сетей. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
6.3. | Интернет и технология World Wide Web (WWW), URL Ресурсы Интернет. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
6.4. | Интернет – протоколы. Способы подключения к Интернет. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
6.5. | WEB - браузеры. Поиск информации в Интернет. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3 |
6.6. | Поиск информации в Интернет. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
6.7. | Интернет и технология World Wide Web (WWW), URL Ресурсы Интернет. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
6.8. | Настройки обозревателя. Электронная почта( E - mail). | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.9. | Протоколы. Топология сети. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Резервное копирование. | ||||||
7.1. | Необходимость резервного копирования. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Архивные файлы. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Программы-архиваторы. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
7.4. | Сжатие данных: теоретические основы, алгоритмы сжатия, программные средства. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 8. Основы защиты информации. | ||||||
8.1. | Информационная безопасность и ее составляющие. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.2. | Основные виды защищаемой информации. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.3. | Классификация средств защиты информации. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.4. | Угрозы безопасности информации и их классификация. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.5. | Защита информации в локальных компьютерных сетях. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 9. Информатизация общества. | ||||||
9.1. | Понятие информатизации. Информационное общество. Проблемы информатизации. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.2 |
9.2. | Признаки информационного общества. Причины возникновения информационного общества. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.2 |
9.3. | Проблема глобализации массового сознания в условиях информационного общества. Роль человека в информационных структурах. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.2 |
9.4. | Понятие информационного ресурса общества. | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.2 |
9.5. | Концепции информационного общества. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.2 |
9.6. | Информационные продукты и услуги как составные части информационных ресурсов. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.2 |
9.7. | Массовая информационная культура: современные требования к уровню информационной культуры. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.2 |
9.8. | Зачет | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Афанасьев А.А., Веденьев Л.Т., Воронцов А.А., Газизова Э.Р. | Аутентификация. Теория и практика обеспечения безопасного доступа к информационным ресурсам: учебник | "Горячая линия-Телеком", 2012 | |
Л1.2 | Кудинов Ю.И., Пащенко Ф.Ф. | Основы современной информатики : учебное пособие | Лань // ЭБС "Лань", 2011 | |
Л1.3 | Трофимов В.В. | Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. пособие | Юрайт, 2012 | bgkpsm.belstu.by |
Л1.4 | Балдин К.В., Уткин В.Б. | Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие | / изд-во "Дашков и К"/ ЭБС "Лань", 2012 | |
Л1.5 | Киреева Г.И., Курушин В.Д., Мосягин А.Б., Нечаев Д.Ю., Чекмарев Ю.В. | Основы информационных технологий: Учебное пособие | Изд-во «ДМК Пресс», 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ибе О. | Компьютерные сети и службы удаленного доступа: | "ДМК Пресс", 2007 | |
Л2.2 | Кудинов Ю.И., Пащенко Ф.Ф., Келина А. Ю. | Практикум по основам современной информатики: учебное пособие | изд-во "Лань"/ ЭБС "Лань", 2011 | |
Л2.3 | Алиев В.К. | Информатика в задачах, примерах, алгоритмах: учебное пособие | "СОЛОН-Пресс" // ЭБС "Лань", 2009 | |
Л2.4 | Платонов Ю.М., Уткин Ю.Г., Иванов М.И. | Электронный экзаменатор у вас дома. Информатика: учебное пособие | Издательство "СОЛОН-Пресс", 2008 | |
Л2.5 | Догадин Н.Б. | Архитектура компьютера: учебное пособие | Издательство: "Бином. Лаборатория знаний""/ ЭБС "Лань", 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=24052 | |||
Э2 | 2. http://lib.mexmat.ru/books/46882 | |||
Э3 | 3. http://book.kbsu.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office, Internet Explorer. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Информатика» проходят в форме лекций, практических занятий. Во время лекций студенту предлагаются нормативные знания о понятии информации, информационного процесса, периодах развития компьютерной техники, об устройстве и программном обеспечении современных компьютеров. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который может быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к сдаче итогового испытания. Практические занятия по курсу «Информатика» ориентированы на то, чтобы студенты получили навыки работы в офисных приложениях, таких как текстовый процессор, табличный процессор, средство подготовки презентаций. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и/или рекомендованную литературу. Все практические задания сформулированы в явном виде, многие задания имеют инструкцию по выполнению, кроме этого, студент может задать вопрос по правильности выполнения задания. Основное внимание студента должно быть уделено пониманию методов работы с конкретным программным обеспечением, что способствует глубокому пониманию принципов работы с соответствующим ПО и позволяет студенту в будущем легко осваивать подобные программные продукты. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту возможность восстановить пробелы в знаниях определенных тем. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. Знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков практической работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение заданий по темам практических занятий. Примеры типовых практических заданий и вопросов для итогового контроля можно найти в приложении. |