МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Данько Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н. доцент Жариков А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н. доцент Жариков А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Информатики»: являются способствовать овладению студентами базовых знаний об основах прикладной информатики в профессиональной сфере деятельности, формирование у студентов представлений о возможностях использования средств вычислительной техники; ознакомление с современными технологиями сбора, обработки, хранения и передачи информации и тенденциями их развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.системы счисления и математические основы информатики, основные этические принципы и особенности профессиональной деятельности, основы сбора, анализа и интерпретации географических данных, основные понятия баз данных, компьютерных сетей и защиты информации, характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий, сущность работы в Интернете и получения информации в глобальных сетях, сущность работы с компьютером как средством управления информацией, основные базовые приёмы работы в графических редакторах, основные понятия баз данных, компьютерных сетей и защиты информации
3.2.Уметь:
3.2.1.системы счисления и математические основы информатики, объяснять влияние информационных технологий на развитие личности, осуществлять сбор, анализ и интерпретацию географических данных, работать с графическими изображениями и презентациями на компьютере, применять формулы и расчёты на компьютере, получать ценную информацию из глобальных сетей, позволяющем повышать свой уровень знаний о современных направлениях географической науки, использовать, хранить и перерабатывать информацию с применением вычислительной техники, строить диаграммы по табличным данным на компьютере, использовать базы данных на компьютере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми приёмами работы в текстовом редакторе и текстовом процессоре на компьютере, этическими и правовыми нормами, методами сбора, анализа и интерпретации географических данных на уровне, повещающем профессиональную квалификацию, методами защиты информации в ПЭВМ, основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами и средствами компьютерной графики, компьютерной техникой на уровне, позволяющем повышать свои профессиональные качества за счет получения современной географической информации, основами работы с компьютером как средством управления информацией на уровне, позволяющем использовать компьютерную технику и специализированные компьютерные программы в своей профессиональной деятельности, базовыми приёмами работы в табличном процессоре на компьютере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура и основные характеристики ПК.
1.1. Архитектура персонального компьютера (ПК). Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л2.5
1.2. Состав и характеристика основных функциональных модулей ПК: микропроцессор, оперативная память, внешние запоминающие устройства, монитор, клавиатура, манипуляторы. Практические 1 1 ОПК-1 Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.5
1.3. Функции ПК (рабочие станции, серверы). Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.5
1.4. Архитектура персонального компьютера (ПК Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
Раздел 2. Арифметические и логические основы компьютера, представление информации в ЭВМ.
2.1. Системы кодирования информации. Представление числовой информации в ПЭВМ. Позиционные и непозиционные системы исчисления. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.5, Л1.2, Л2.4
2.2. Представление символьной информации в ПЭВМ. Практические 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.4
2.3. Представление графической информации в ПЭВМ. Растровые и векторные изображения. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.4
2.4. Количество информации. Единицы измерения информации. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.2, Л2.4
2.5. Роль программы в ПЭВМ, принципы программного управления в компьютере. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.4
2.6. Представление числовой информации в ПЭВМ. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Классификация программного обеспечения.
3.1. Основные классы программного обеспечения: системные, инструментальные и прикладные программы. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4
3.2. Системное программное обеспечение: операционные системы, драйверы, утилиты. Практические 1 1 ОПК-1 Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4
3.3. Операционные системы: назначение и основные функции. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4
3.4. Обзор инструментальных средств и пакетов прикладных программ. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4
3.5. Обзор инструментальных средств и пакетов прикладных программ. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Офисные информационные системы. Электронные документы.
4.1. Понятие документа. Шаблоны и стили. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.3
4.2. Простой и сложный документ. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.3
4.3. Настройки приложения. Панели инструментов. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.3
4.4. Форматы сохранения документа. Формы. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.5. Форматирование документа. Использование различных объектов в документе. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.6. Создание таблиц. Формулы. Создание оглавлений, гиперссылок, полей. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.2
4.7. Использование технологии слияния для создания рассылки. Источники данных для слияния. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.4
Раздел 5. Базы данных.
5.1. Технология баз данных, основные понятия. Концептуальная модель базы данных. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л1.4, Л2.3
5.2. Определение сущности, атрибута, связи. Логическая модель базы данных. Практические 1 1 ОПК-1 Л1.5, Л1.2, Л1.4, Л2.3
5.3. Реляционная база данных. Таблица и ее свойства. Принципы работы реляционных систем управления базами данных. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л1.5, Л1.2, Л1.4, Л2.3
5.4. Основные этапы работы с реляционной базой данных. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.3
5.5. Создание и модификация структуры. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.5, Л1.2, Л2.3
5.6. Проектирование баз данных. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.7. СУБД Access: основные возможности. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Локальные и глобальные компьютерные сети. Сервисы Интернет.
6.1. Протоколы. Топология сети. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.2. Структура и принципы работы глобальных сетей. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.3. Интернет и технология World Wide Web (WWW), URL Ресурсы Интернет. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.4. Интернет – протоколы. Способы подключения к Интернет. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.5. WEB - браузеры. Поиск информации в Интернет. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.6. Поиск информации в Интернет. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.7. Интернет и технология World Wide Web (WWW), URL Ресурсы Интернет. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.8. Настройки обозревателя. Электронная почта( E - mail). Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.9. Протоколы. Топология сети. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Резервное копирование.
7.1. Необходимость резервного копирования. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Архивные файлы. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Программы-архиваторы. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.4. Сжатие данных: теоретические основы, алгоритмы сжатия, программные средства. Сам. работа 1 3 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Основы защиты информации.
8.1. Информационная безопасность и ее составляющие. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Основные виды защищаемой информации. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Классификация средств защиты информации. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.4. Угрозы безопасности информации и их классификация. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.5. Защита информации в локальных компьютерных сетях. Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Информатизация общества.
9.1. Понятие информатизации. Информационное общество. Проблемы информатизации. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л1.2
9.2. Признаки информационного общества. Причины возникновения информационного общества. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л1.2
9.3. Проблема глобализации массового сознания в условиях информационного общества. Роль человека в информационных структурах. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л1.2
9.4. Понятие информационного ресурса общества. Сам. работа 1 1 ОПК-1 Л1.2
9.5. Концепции информационного общества. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.2
9.6. Информационные продукты и услуги как составные части информационных ресурсов. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.2
9.7. Массовая информационная культура: современные требования к уровню информационной культуры. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.2
9.8. Зачет 1 4 ОПК-1 Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев А.А., Веденьев Л.Т., Воронцов А.А., Газизова Э.Р. Аутентификация. Теория и практика обеспечения безопасного доступа к информационным ресурсам: учебник "Горячая линия-Телеком", 2012
Л1.2 Кудинов Ю.И., Пащенко Ф.Ф. Основы современной информатики : учебное пособие Лань // ЭБС "Лань", 2011
Л1.3 Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. пособие Юрайт, 2012 bgkpsm.belstu.by
Л1.4 Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие / изд-во "Дашков и К"/ ЭБС "Лань", 2012
Л1.5 Киреева Г.И., Курушин В.Д., Мосягин А.Б., Нечаев Д.Ю., Чекмарев Ю.В. Основы информационных технологий: Учебное пособие Изд-во «ДМК Пресс», 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ибе О. Компьютерные сети и службы удаленного доступа: "ДМК Пресс", 2007
Л2.2 Кудинов Ю.И., Пащенко Ф.Ф., Келина А. Ю. Практикум по основам современной информатики: учебное пособие изд-во "Лань"/ ЭБС "Лань", 2011
Л2.3 Алиев В.К. Информатика в задачах, примерах, алгоритмах: учебное пособие "СОЛОН-Пресс" // ЭБС "Лань", 2009
Л2.4 Платонов Ю.М., Уткин Ю.Г., Иванов М.И. Электронный экзаменатор у вас дома. Информатика: учебное пособие Издательство "СОЛОН-Пресс", 2008
Л2.5 Догадин Н.Б. Архитектура компьютера: учебное пособие Издательство: "Бином. Лаборатория знаний""/ ЭБС "Лань", 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=24052
Э2 2. http://lib.mexmat.ru/books/46882
Э3 3. http://book.kbsu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office, Internet Explorer.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Информатика» проходят в форме лекций, практических занятий. Во время лекций студенту предлагаются нормативные знания о понятии информации, информационного процесса, периодах развития компьютерной техники, об устройстве и программном обеспечении современных компьютеров.
Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который может быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к сдаче итогового испытания.
Практические занятия по курсу «Информатика» ориентированы на то, чтобы студенты получили навыки работы в офисных приложениях, таких как текстовый процессор, табличный процессор, средство подготовки презентаций.
При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и/или рекомендованную литературу. Все практические задания сформулированы в явном виде, многие задания имеют инструкцию по выполнению, кроме этого, студент может задать вопрос по правильности выполнения задания.
Основное внимание студента должно быть уделено пониманию методов работы с конкретным программным обеспечением, что способствует глубокому пониманию принципов работы с соответствующим ПО и позволяет студенту в будущем легко осваивать подобные программные продукты. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту возможность восстановить пробелы в знаниях определенных тем.
Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
Знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков практической работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение заданий по темам практических занятий.
Примеры типовых практических заданий и вопросов для итогового контроля можно найти в приложении.