МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование по семейным проблемам

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 0 4 0
Практические 8 12 8 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Лужбина Н.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование по семейным проблемам

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «Пcихология» степень (квалификация) – МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 104

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основы технологии консультирования человека по поводу семейных проблем; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию сотрудников социальной сферы.
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; организовать процесс консультирования человека по поводу семейных проблем; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс реадаптации личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами и техническими приема консультирования человека по поводу семейных проблем; разнообразными методами психологической поддержки человека как члена семьи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Практические 3 1 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Социальные роли в семье. Функции семьи. Структура семьи. Практические 3 1 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Социальные роли в семье. Функции семьи. Сам. работа 3 4 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Структура семьи Сам. работа 3 2 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 3 4 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 3 1 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Сам. работа 3 6 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Психология супружеской совместимости. Сам. работа 3 4 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Супружеские конфликты. Сам. работа 3 4 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 3 6 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Нарушение функционирования семьи. Сам. работа 3 4 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Внутрисемейные границы и их виды. Сам. работа 3 6 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация процесса оказания психологической помощи семье
2.1. Формы оказания психологической помощи современной семье Практические 3 5 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Формы оказания психологической помощи современной семье Сам. работа 3 8 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Модели консультирования семьи. Практические 3 1 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Практические 3 1 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Стандартизированные методы исследования семейных отношений. Практические 3 2 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Стандартизированные методы исследования семейных отношений. Сам. работа 3 8 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Зачет 3 4 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
Л2.2 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.