Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Д.В.
1.1. | 1 Сформировать навыки диагностики психологических факторов, которые оказывают воздействие на течение психосоматических заболеваний, а также психокррекции основных псчихологических проблем. 2 Найти связь между особенностями личности и психосоматическими процессами. 3 Овладение диагностической беседой с пациентом. 4 Выработка умения самостоятельно проводить клинико-психологическую диагностику пациента по интервью. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.02 |
ОПК-1 | способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач |
ПК-2 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам |
ПК-13 | способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Технологии психологической коррекции и вмешательства в психосоматической клинике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь планировать, проводить и оценивать эффективность клинико-психологического вмешательства при соматоформных и психосоматических расстройствах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть технологиями реализации осуществления психологического вмешательства при соматоформных и психосоматических и уметь оценивать эффективность психологического вмешательства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. клинико-психологическое интервью | ||||||
1.1. | Планирование интервью | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Проведение интервью с пациентом | Практические | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Практическое заключение по данным интервью | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Комплексное клинико-психологическое обследование больных с психосоматическими и соматоформными расстройствами | ||||||
2.1. | Построение плана и планирование психодиагностического обследования | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Психосоциальные компоненты в нарушении психической адаптации при соматических рсстройствах | Практические | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Отношение к болезни в системе значимых отношений личности больного | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Методы исследования качества жизни в соматической клинике | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Методы диагностики отношения к болезни пациента соматической клиники | Практические | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Методы диагностики особенностей познавательной деятельности пациента при психосоматических расстройствах и соматоформных расстройствах | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Методы диагностики мотивационной сферы у пациентов спсихосоматическими и соматоформными расстройствами | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Методы идагностики изменений личности больного при психосоматических и соматоформных расстройствах | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Струтктура и правила написания психодиагностического заключения | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Основные психотерапевтические и психокоррекционные подходы при психосоматических и соматоформных расстройствах | ||||||
3.1. | Правила подбора психологической коррекционной программы для кратковременной и долговременной психокоррекции с пациентом с психосоматическими и соматоформными расстройствами | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Психологическая коррекция в кардиологической клинике | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Психологическая коррекция в пульманологической клинике | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Психологическая корреция в травматологии и ортопедии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Психологическая корреция в гинекологии | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | психологическая коррекция в онкологии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Психологическая коррекция в эндокринологии | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Психологическая коррекция в трансплантологии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Рабор клиническх случае и составления заключений | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Разработка практических программ психологического вмешательства при психосоматических и соматоформных расстрйствах | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-2, ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Роль и организация работы клинического психолога в соматической клинике. 2.Общие вопросы терапии психосоматических пациентов. Значение личностных особенностей и внутренней картины болезни пациента для выбора тактики психотерапии. 3.Гендерные различия во внутренней картины болезни. 4.Психогенные реакции при психосоматических заболеваниях. 5.Функциональные сексуальные расстройства: психосоматические аспекты и психотерапия. 6.Эндокринные нарушения: психосоматические аспекты и психотерапия. 7.Психосоматические аспекты тяжёлых заболеваний 8.Психосоматика пищевого поведения: общие положения и психотерапия. 9.Инфекционные болезни: общие вопросы в психосоматике и психотерапии. 10.ЛОР-болезни: общие вопросы в психосоматике и психотерапии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев | Патопсихология [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев | Патопсихология социального тревожного расстройства [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основной формой обучения студентов по данной дисциплине являются практические/лабораторные занятия. Тематика практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является практической дисциплиной, где формируются навыки и умения будущих специалистов. Практические занятия состоят из следующих этапов: проверка исходных знаний; знакомство с историей болезни больного; составление плана экспериментально психологического исследования больного; квалификация симптомов и синдромов болезни; проведение студентами психодиагностического исследования больного; высказывание предположений о психологических механизмах симптомообразования; определение способов верификации гипотез; ведение протокола исследования; супервизия работы студента с больным; обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования больного; написание и обсуждение отчета по практикуму. Особое значение уделяется интерпретации полученных результатов и написанию заключения. Студенты, которые не работают с пациентом на занятии, а осуществляют супервизию, также ведут собственные протоколы и пишут собственные заключения по больному. Все заключения обсуждаются группой и преподавателем. Таким образом, во время занятия все студенты получает «обратную связь» как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов. Этоопределенные критические замечания или позитивная поддержка по поводу практических навыков и умений работы и с больными и с диагностическим материалом. Данная форма работы носит определенное воспитательное, педагогическое значение. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами занятий, учебно -методической литературой, набором диагностических методик), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента. Во время самостоятельной работы студент интерпретирует и обобщает результаты экспериментально-психологического исследования больного и пишет заключение. Контроль практических навыков студентов проводится по итогам супервизии и представленного отчета. Итоговая форма контроля по дисциплине – зачет. |