Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Лабораторные | 128 | 128 | 128 | 128 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Целью освоения дисциплины является Формирование общих представлений о клинико-психологической феноменологии, структуре и динамике невротических расстройств, об основных типах неврозов, их диагностике и психотерапии В задачи входит: Ознакомление студентов с основными теориями этиологии, условий и механизмов патогенеза невротических расстройств; Знакомство с основами психоаналитического подхода к нев¬розам и общими принципами диагностики и психотерапии нев¬розов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2 | готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О существующих в современной психологии теориях неврозах |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уверенно ориентироваться в теоретической проблематике; Иметь общие представления о клинико-психологической феноменологии широкого класса невротических расстройств. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Психологического консультирования пациентов страдающих невратическими расстройствами Проведения сеансов групповой,коллективной и индивидуальной психотерапии Проведения семейного консультирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | История развития концепций неврозогенеза вотечественных и зарубежных теориях и технологиях личности. Неврозогенез как предмет неврозологии. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Неврозы. История понятия. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Психоанализ З.Фрейда как базовая теория неврозогенеза. | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Тревожные расстройства | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Психотравмирующие факторы как источник невротических состояний | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Психология и психопатология невротических расстройств и состояний. Международная(МКБ-10) и традиционная (отечественная) классификация невротических расстройств. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Неврозы. Семиотика невротических расстройств, отраженная в МКБ-10. Соотношение международной (МКБ-10, DSM-4) и традиционной (отечественной) классификации неврозов. | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Психотравмирующий фактор и психотравмирующие ситуации, связанные с невротическими состояниями. Функциональный барьер психической адаптации. Признаки невротических расстройств –парциальность, сохранность интеллектуальной сферы, обратимость симптоматики, сохранность критики | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | |
1.9. | Психология и психопатология невротических расстройств и состояний. Международная(МКБ-10) и традиционная (отечественная) классификация невротических расстройств. | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Феноменология тревожно-фобических , тревожных и посттравматических расстройств –невроз страха. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Тревога как эмоциональное состояние, возникающее в ситуацияхнеопределенной опасности в ожиданиине благополучного развития событий. Страх –реакция на конкретную угрозу. | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Фобические тревожные расстройства (Агорафобия, социальные фобии, Специфические фобии, Паническое расстройство. Генерализованн ое тревожное расстройство). | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Феноменололгия обсессивно-компульсивных и диссоциативных (конверсионных) расстройств –невроз навязчивых состояний, истерический невроз. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Обсессия -наваждение, одержимость, влекующее за собой навязчивые состояния. Навязчивые страхи, опасения, мысли, воспоминан ия, представления, и действия. Навязчивые мысли и компульсивные действия | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Диссоциативные (конверсионные) расстройства (истерия, истерический невроз) | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Диссоциативная амнезия | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Диссоциативная фуга | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Феноменололгия обсессивно-компульсивных и диссоциативных (конверсионных) расстройств –невроз навязчивых состояний, истерический невроз. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Феноменология соматоформных и неврастенических расстройств. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | |
1.22. | Соматизированное расстройство | Лабораторные | 4 | 7 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.23. | Ипохондрическое расстройство | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.24. | Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.25. | Неврастения | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.26. | Феноменология невротических синдромов (астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический, депрессивный) в структуре других заболеваний – явление коморбидности. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.27. | Астения | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.28. | Обсессивный синдром | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.29. | Фобический синдром | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.30. | Ипохондрический синдром | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.31. | Синдром невротической депрессии | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.32. | Феноменология невротических синдромов (астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический, депрессивный) в структуре других заболеваний –явление коморбидности. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.33. | Этиопатогенез неврозов: социальные, биологические и психологические факторы. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.34. | Фобии как выученное поведение, основанное на классическом обуславливании, «научении страхом». Понятие о психологической защите личности. | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.35. | Психическая травма как клинико -психологический феномен и фактор этиопатогенеза невроза. Невроз и невротический конфликт. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.36. | Генетические факторы, связанные с темпераментом, и личностными особенностями. | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.37. | Паническое расстройство- следствие биохимической аномалии в головном мозге. Паническая атака как сигнал тревоги, вызываемый биохимической дисфункцией (Лимбическая система,голубое пятно, серотонин может ингибировать действие норадреналина) | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.38. | Общая характеристика методов диагностики и психотерапии невротических расстройств и состояний | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.39. | Феноменология невротических расстройств и состояний у детей и подростков | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.40. | Своеобразие психического развития детей. Патогенные факторы. Страх и тревога в генезе неврозов у детей. | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.41. | Психологические и психопатологические особенности невротических расстройств в детском возрасте. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.42. | Неврозы и развитие психосоматических расстройств в детском возрасте. | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.43. | Общая характеристика методов диагностики и психотерапии невротических расстройств и состояний | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.44. | Негативная и позитивная диагностика неврозов. Динамика неврозов. | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.45. | Цели психодиагностики, применение проективных методов и опросников. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.46. | Психологическая коррекция в работе с детьми и взрослыми | Лабораторные | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.47. | Общая характеристика методов диагностики и психотерапии невротических расстройств и состояний | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.48. | Экзамен | Экзамен | 4 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов, В. Я. Семке, А. С. Тиганов | Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Ю. А. Александровского, Н. Г. Незнанова | Психиатрия: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Демьянов Ю.Г. | ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
Э2 | ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ | |||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ | |||
Э4 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
Э5 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |