МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология взаимодействия в практической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
Д.психол.наук, Зав. кафедрой, Ральникова

Рабочая программа дисциплины
Экология взаимодействия в практической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у учащихся представление о возможности использования принципа экологии взаимодействия в деятельности психолога-практика.

Задачи курса:
1. Способствовать формированию профессиональной идентичности будущих психологов.
2. Создать условия для формирования у учащихся определённых навыков и представлений о возможности использования принципа экологии взаимодействия в современной практической психологии, психокоррекции и психотерапии.
3. Создать условия для осознания собственных индивидуальных особенностей, способствующих и препятствующих реализации принципа экологии взаимодействия в общении с людьми, с собой, с миром.
4. Дать представление о методах профессиональной саморегуляции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПК-23 способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные понятия и принципы экологии живых систем.
• Принцип экологии взаимодействия.
• Психологические индикаторы экологичного взаимодействия.
• Сложности и «ловушки» в процессе становления профессионализма психолога-практика.
• Возможности интеграции принципа экологии взаимодействия с различными психотерапевтическими методами.
Студент должен знать:
• Основные понятия и принципы экологии живых систем.
• Принцип экологии взаимодействия.
• Психологические индикаторы экологичного взаимодействия.
• Сложности и «ловушки» в процессе становления профессионализма психолога-практика.
• Возможности интеграции принципа экологии взаимодействия с различными психотерапевтическими методами.
3.2.Уметь:
3.2.1.• уметь трансформировать запрос клиента в психологическую задачу;
• усвоить один из главных принципов практической психологии - принцип построения контекста взаимодействия с клиентом в соответствии с собственным уровнем профессионализма и учётом собственных индивидуально-психологических особенностей;
• уметь осознанно создавать экологичный контекст взаимодействия;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• на основе принципа экологии взаимодействия соотносит психотехнологии, импровизацию и аутентичность в деятельности практического психолога;
• психотехниками работы с сопротивлением клиента.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология взаимодействия
1.1. Теоретические основы экологии взаимодействия. Лекции 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
1.2. Принцип экологии взаимодействия в практической психологии, психокоррекции и психотерапии. Практические 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
1.3. Экология взаимодействия в деятельности психолога-практика: изыск или необходимость. Практические 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
1.4. Экология взаимодействия в жизни: миф или реальность. Сам. работа 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Экология взаимодействия в практической психологии
2.1. Профессиогенез психологической специальности и профессиональная саморегуляция психолога-практика. Лекции 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.2. Становление профессиональной идентичности психолога-практика. Практические 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.3. Кризис профессиональной идентичности. Сам. работа 9 6 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.4. Условия возникновения профессионального маргинализма в деятельности психолога, способы психопрофилактики и коррекции данного явления. Практические 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.5. Саморегуляция профессиональной мотивации. Сам. работа 9 6 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.6. Социально-психологические факторы профессиональной эффективности психолога-практика. Лекции 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.7. Оптимизация становления профессионализма. Сам. работа 9 6 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.8. Особенности клиента (должностного лица) и его проблемы как факторы выбора методов и приёмов психологической работы с ним. Лекции 9 6 Л2.2, Л1.1
2.9. Теоретическая база и личный опыт специалиста как фактор выбора методов и приёмов психологической помощи клиенту. Практические 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.10. Особенности клиентов психолога служебной деятельности: особенности психического и физического здоровья; интеллектуальное развитие; факт наличия разницы в возрасте; гендерный аспект. Лекции 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Особенности клиентов психолога служебной деятельности: особенности психического и физического здоровья; интеллектуальное развитие; факт наличия разницы в возрасте; гендерный аспект. Практические 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.12. Развитие спонтанности, открытости, способности к импровизации и присоединению - как этап подготовки психолога-практика Практические 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.13. Психологическое сопротивление как феномен. Сам. работа 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.14. Психология свободы и самодетерминации. Сам. работа 9 6 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.15. Проявление экологии взаимодействия в различных жизненных сферах и областях человеческой практики. Сам. работа 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками: , 2008
Л2.2 Л. Д. Демина, И. А. Ральникова Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.