МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нарратология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доц., Ковалев О.А.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Десятов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Нарратология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• знакомство студентов с основными принципами и понятиями, используемыми при изучении повествовательных текстов;
• знакомство с различными подходами к анализу повествовательных текстов; формирование представления о структуре повествования, основных принципах его организации;
• выработка навыков самостоятельного анализа нарратива с использованием терминологии, разработанной в русской и европейской нарратологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О терминологии, истории и основных концепциях нарратологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать базовые термины нарратологии, уметь использовать терминологию нарратологии при анализе повествовательных текстов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. профессионального анализа повествовательных текстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История и современное состояние нарратологии
1.1. Нарратология как научная дисциплина Практические 6 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Истоки нарратологии Практические 6 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Аспекты изучения нарратива
2.1. Происхождение сюжетов Практические 6 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Сюжет и событие Практические 6 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Коммуникативная структура нарративного текста Практические 6 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Повествовательные ситуации Практические 6 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
2.5. Авторское и «чужое» слово в повествовании Практические 6 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
2.6. Точка зрения как категория нарратологии Практические 6 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.1
2.7. Проблема рамки художественного текста Практические 6 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.1
2.8. Структурное изучение повествовательных текстов Практические 6 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Нарратология и герменевтика Практические 6 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л1.1
2.10. Внеаудиторное чтение Сам. работа 6 20 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.11. Индивидуальные домашние задания Сам. работа 6 20 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.12. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 24 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.13. Подготовка к зачету Сам. работа 6 14 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Нарратология как учение о повествовании. Основные понятия нарратологии.
2. Истоки нарратологии. Платон и Аристотель о мимесисе и диегесисе.
3. Проблема происхождения сюжетных текстов.
4. Сюжет, мотив, фабула.
5. Категория события в литературоведении. Градация событий.
6. Структура коммуникации повествовательного текста. Повествова-тельные инстанции.
7. Типология нарраторов.
8. Повествовательная ситуация. Классификация нарративных типов Штанцеля–Линтвельта.
9. Проблема «чужого» слова в нарратологии. Формы интерференции нарраторского и персонажного текстов.
10. Концепция двуголосого слова М.М. Бахтина. Слово в романе
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены учебным планом.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань" 2014, 2011 e.lanbook.com
Л1.2 Силантьев И.В. Мотив в системе художественного повествования: Проблемы теории и анализа: Новосибирск: Изд-во ИДМИ , 2001
Л1.3 Ковалев О.А. Нарративные стратегии в творчестве Ф.М. Достоевского: монография: . – Барнаул: Изд-во АЛТГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Галкин А.Б. Герои и сюжеты русской литературы: имена, образы, идеи: М.: Флинта, 2012 // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л2.2 Ковалев О.А. Нарративные стратегии в литературе (на материале творчества Ф.М. Достоевского): монография: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.3 Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://narrlibrus.wordpress.com/
Э2 http://www.narrative.ru/
Э3 http://edu.asu.ru/foo/course/view.php?id=69
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Комплекс содержит учебную программу дисциплины, составленную в соответствии с учебным планом по специальности и государственным образовательным стандартом ВПО. В УМК курса входят:
1) учебно-методические материалы лекционного курса, включающие подробный план лекции по каждой изучаемой теме;
2) учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, содержащие планы проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем.
Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, студентам необходимо изучить рекомендуемую по каждой теме литературу. Общий список учебной, учебно-методической и научной литературы представлен в рабочей программе.
В процессе освоения дисциплины необходимо постоянно обращаться к литературоведческим словарям и справочникам. Данный комплекс включает терминологический словарь. Кроме того, вам помогут литературоведческие словари и энциклопедии:
1. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: Астрель; АСТ, 2003. – 575 с.
2. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1962–1978.
3. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий /Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 стб.
5. Пави М. Словарь театра. – М.: Прогресс, 1991. – 482 с.
6. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Кн. Дом, 2001. – 1040 с.
7. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 1999. – 382 с.
8. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Интрада – ИНИОН, 1999. – 319 с.
Учебно-методический комплекс предназначен главным образом для самостоятельной работы студентов, но может быть использован и на аудиторных занятиях.

1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в изучении нарратологии литературы выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать литературоведческой терминологией.
Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.
Практические занятия по нарратологии проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство с узловыми проблемами современной теории литературы. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Рекомендуется заострение внимания именно на наиболее спорных, дискуссионных вопросах современного литературоведения. Данная форма работа направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. В качестве тем для семинарских занятий выбраны только ключевые и наиболее дискуссионные проблемы, позволяющие рассмотреть наиболее сложные и спорные проблемы современной науки, организовать дискуссию. Характер тем позволяет студентам наиболее полно понять специфику курса «нарратология». В планы отдельных занятий включены задания, предполагающие написание студентами эссе. Данные задания выполняются студентами самостоятельно в процессе подготовки к занятию и используются по усмотрению преподавателя.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение наиболее сложных и спорных проблем современной науки, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.