МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Творчество В. Набокова

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.фил.н., проф., Десятов В.В.

Рецензент(ы):
д.фил.н., проф. , Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Творчество В. Набокова

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.а) познакомить студентов
– с интерпретациями русскоязычных произведений В. Набокова в отечественном и зарубежном литературоведении;
– с ключевыми концепциями и оценками творчества писателя;
– с культурным и социально-историческим фоном эпохи;
б) научить студентов
– определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;
- использовать основные методы литературоведческого анализа



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы современной научной парадигмы в области литературоведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать конкретное литературное произведение, исходя из общих представлений о поэтике и художественном мире В.В. Набокова, самостоятельно выявлять своеобразие художественного текста, используя полученные знания; анализировать произведение в различных контекстах: литературном, кинематографическом, социально-историческом, биографическом и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть языком культуры соответствующего периода и современным терминологическим аппаратом, созданным для ее изучения, навыками аналитической работы с модернистскими произведениями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. В.В. Набоков: жизнь и творчество Лекции 8 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Вводная часть
Раздел 3. Основная часть
3.1. Рассказ «Картофельный Эльф» и основные особенности формирующейся творческой манеры Набокова Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
3.2. Рассказы из сборника «Возвращение Чорба» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.3. Рассказы из сборника «Соглядатай» Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.4. Рассказы из сборника «Весна в Фиальте» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.5. Роман «Приглашение на казнь» Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.6. Роман «Лолита» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
3.7. Подготовка к зачету Сам. работа 8 22 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Основная часть
4.1. Рассказы из сборника «Возвращение Чорба» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2
4.2. Рассказы из сборника «Соглядатай» Лекции 8 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2
4.3. Рассказы из сборника «Весна в Фиальте» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2
4.4. Роман «Лолита» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
4.5. Подготовка к зачету Сам. работа 8 22 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Имя и прозвище главного героя рассказа "Картофельный Эльф" как семантическая квинтэссенция текста.
2. Рассказ "Картофельный Эльф" на фоне литературных сказок Пушкина, Гауфа, Гофмана, Кэррола.
3. Символика чисел в рассказе "Сказка".
4. Христианские и индуистские представления в рассказе "Рождество".
5. В.Набоков в диалоге С Л.Андреевым.
6. Соотношение рассказчика, главного героя и автора в повести "Соглядатай".
7. В. Набоков в диалоге с В. Ходасевичем.
8. Сквозные темы лирики В. Набокова.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:
1. «Картофельный Эльф» и основные особенности формирующейся творческой манеры Набокова.
2. «Месть» как препостмодернистский текст.
3. Подробности заката: система образов и интертекстуальные связи рассказа «Катастрофа».
4. Анализ рассказа «Рождество».
5. Символика Набокова.
6. Нумерология Набокова («Сказка», «Лолита»).
7. Невстреча и разлука с возлюбленной в рассказах Набокова («Возвращение Чорба», «Сказка», «Ужас»).
8. Бунинский подтекст произведений Набокова («Пильграм», «Красавица», «Обида»).
9. Гумилевский подтекст произведений Набокова («Пильграм», «Соглядатай», «Лолита»).
10. Ольга Алексеевна («Красавица»): прототипы и литературные прообразы.
11. Социальная проблематика рассказов Набокова («Обида», «Королек»).
12. Рассказ «Весна в Фиальте»: интра- и интертектуальные связи, символика, мифологический подтекст.
13. «Ultima Thule»: художественное своеобразие и философская проблематика.
14. «Соглядатай»: отношения автора, рассказчика и героя, литературный контекст, философская проблематика.
15. Гностический подтекст романа «Приглашение на казнь».
16. «Приглашение на казнь» как реакция на произведения писателей-футурологов (Е. Замятина, В. Маяковского).
17. Рассказ-мистификация («Василий Шишков»).
18. Метафизическое прочтение «Лолиты». Мифологические аллюзии.
19. Другие интерпретации романа «Лолита».
20. «Лолита» как часть русской литературы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т. 1. : М.: Academia, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Погребная Я.В. Погребная Я.В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова: М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Десятов В.В. Десятов В.В. Набоков и русские постмодернисты: [монография]: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://philologos.narod.ru
Э2 http://www.filologia.su
Э3 http://e.lanbook.com
Э4 http://www.biblioclub.ru
Э5 http://philologos.narod.ru
Э6 http://www.filologia.su
Э7 http://e.lanbook.com
Э8 http://www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия по дисциплине проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов самостоятельное мышление, навыки работы с научной литературой и получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Дисциплина читается на четвертом курсе бакалавриата и направлена на развитие самостоятельности учащихся, приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных вопросов истории литературы, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Учебным планом на практические занятия отводится 14 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с хронологическим принципом. В качестве тем для семинарских занятий выбраны произведения, позволяющие организовать дискуссию по поводу наиболее сложных и спорных проблем. Характер тем позволяет студентам наиболее полно понять специфику курса «Творчество В. Набокова».
Общая цель проведения занятий – рассмотрение сложных и спорных проблем выдающегося писателя-модерниста, формирование у студентов умения анализировать поэтические и прозаические произведения, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.