МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-предпринимательство в сфере медиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_ЖТиММР-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 180
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 12 12 24 24 36 36
Сам. работа 60 60 120 120 180 180
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-предпринимательство в сфере медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональных компетенций в области управления в интернет-сфере, понимания ключевых параметров, влияющих на развитие медиакомпаний, механизмов продвижения их продуктов, создания конкурентоспособного медиапродукта для аудитории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
ПК-3 Способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением) в современной медиаиндустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности процесса создания жизнеспособного стартапа, инструменты исследования и анализа рынка, принятия решений в управлении операционной деятельности интернет-предприятия; модели и инструментарий медиаменеджера применительно к организации
3.2.Уметь:
3.2.1.порождать принципиально новые идеи и продукты, обладать креативностью, инициативностью, представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере медиаменеджмента; разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию медиабизнеса и функциональные стратегии организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами планирования и оценки результатов интернет-предпринимательства в сфере медиа и принятия решений в управлении операционной деятельностью организации на их основе, стратегическим инструментарием и современными технологиями в области интернет-предпринимательства в сфере медиа начального уровня; методами планирования и оценки результатов предпринимательской деятельности в интернет-сфере достаточного уровня.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организационные аспекты создания интернет-СМИ
1.1. «Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею» Кастомизация, конкурентное преимущество, масс-маркет, модель монетизации СМИ, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта. Лабораторные 1 4 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.2. «Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа» Причины необходимости формирования команды. Кадровый состав команды, распределение полномочий и ответственности. Методы формирования команды Сам. работа 1 20 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.3. «Бизнес-модель интернет-СМИ» Карта бизнес‐модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста Лабораторные 1 4 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Оценка рыночных возможностей предприятия
2.1. «Анализ медиарынка. Оценка потенциала медиарынка. Анализ конкурентов» Конкурентное преимущество. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Лабораторные 1 4 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.2. «Оценка и выявление целевой аудитории проекта» Основные понятия: сегментация и выделение целевой аудитории. Потребители на высокотехнологичных рынках. Понятие ценностного предложения. Формирование ценностного предложения Сам. работа 1 20 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.3. «Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов» Боль потребителя, клиентское развитие (customer development), проблемное интервью, поиск и изучение клиентов (customer discovery), трекшн-карта, решенческое интервью, ценностное предложение. Сам. работа 1 20 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Метрики стартапа и экономика продукта
3.1. «Анализ медиарынка. Оценка потенциала медиарынка. Анализ конкурентов» Конкурентное преимущество. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Лабораторные 2 6 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.2. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации СМИ: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации СМИ. Лабораторные 2 6 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.3. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации СМИ: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации СМИ. Сам. работа 2 40 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.4. «Customer validation. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию медиабизнеса» Лабораторные 2 6 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.5. «Customer validation. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию медиабизнеса» Воронка продаж, масштабирование, масштабируемый бизнес, минимальный жизнеспособный продукт (MVP), тестирование каналов (customer validation), трекшн‐карта, HADI–цикл Сам. работа 2 40 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.6. Краудфандинг, предпосевная стадия (pre ‐seed), посевная стадия (seed). Лабораторные 2 6 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.7. Краудфандинг, предпосевная стадия (pre ‐seed), посевная стадия (seed). Сам. работа 2 40 УК-2, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др. Экономика и управление социальной сферой : учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Горфинкель В.Я. - отв. ред., Попадюк Т.Г. - отв. ред. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Жильцова [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Жильцовой Интернет-маркетинг: учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кузьменко, Н.П. Качественные и массовые издания на информационном рынке: учебное пособие Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140443
Л2.3 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э3 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.