Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с проблемами химического загрязнения окружающей среды и влиянием разных групп экотоксикантов на живые организмы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-2 | владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации |
ПК-15 | владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основных представителей различных классов экотоксикантов, их строение, свойства, источники, пути миграции и трансформации; - основные источники поступления вредных химических веществ в окружающую среду; - глобальные экологические проблемы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды; - теоретические основы влияния различных групп экотоксикантов на живые организмы; - особенности влияния различных групп экотоксикантов на растения, животных и человека |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - характеризовать основные группы экотоксикантов; - прогнозировать возможные последствия влияния разных групп экотоксикантов на окружающую среду и живые организмы; - применять знания об экологии животных, растений, микроорганизмов и человека при характеристике влияния экотоксикантов; - прогнозировать последствия влияния различных экотоксикантов на живые организмы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - знаниями о методах отбора проб и анализа экотоксикантов в окружающей среде; - знаниями о методах оценки качества окружающей среды и экологическом нормировании; - знаниями об экологии животных, растений и микроорганизмов, обитающих в условиях загрязнения окружающей среды; - знаниями об экологии животных, растений и микроорганизмов, обитающих в условиях загрязнения, для решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в экологическую токсикологию. Основные вопросы экотоксикокинетики. | ||||||
1.1. | Экотоксикология, как научное направление. Общие пердставления о веществах-загрязнителях.Ксенобиотики.Основные классы токсичных веществ. Классификации вредных химических веществ | Лекции | 5 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Источники появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде.Превращения токсичных веществ в окружающей среде. Поступления токсичных веществ в организмы.Основные этапы детоксикации ксенобиотиков. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Химическое загрязнение окружающей среды. Проблемы экотоксикокинетики. | Практические | 5 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Основные понятия экотоксикологии. Классификации вредных химических веществ. Химическое загрязнение окружающей среды. Проблемы экотоксикокинетики. | Сам. работа | 5 | 16 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Воздействие токсичных веществ на живые организмы | ||||||
2.1. | Воздействие вредных химических веществ на живые организмы. Понятие токсического эффекта. Адаптация к воздействию. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Воздействие загрязняющих веществ на живые организмы | Практические | 5 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Воздействие загрязняющих веществ на живые организмы | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Токсичность химических веществ. Параметры токсичности | ||||||
3.1. | Токсичность химических веществ. Влияние факторов среды и свойств организма на степень токсического эффекта. Параметры токсичности: дозы, LD50; концентрации, время действия | Лекции | 5 | 1 | ||
3.2. | Методы оценки токсичности среды | Практические | 5 | 4 | ||
3.3. | Химико-аналитические и биологические методы оценки качества окружающей среды | Сам. работа | 5 | 8 | ||
Раздел 4. Неорганические загрязнители окружающей среды. Экологические последствия повышения их содержания в окружающей среде. | ||||||
4.1. | Газообраные экополлютанты | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Тяжелые металлы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Неорганические загрязнители окружающей среды. Экологические последствия повышения их содержания. | Практические | 5 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Неорганические загрязнители окружающей среды. Экологические последствия повышения их содержания в окружающей среде. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Глобальные экологические проблемы, вызванные химическим загрязнением окружающей среды | Практические | 5 | 4 | ||
4.6. | Глобальные экологические проблемы, вызванные химическим загрязнением окружающей среды | Сам. работа | 5 | 10 | ||
Раздел 5. Основные группы органических токсикантов. Их влияние на живые организмы. | ||||||
5.1. | Ароматические углеводороды | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Хлорорганические пестициды и полихлорбифенилы. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Диоксины и их производные – фактор техногенного загрязнения живой и не живой природы | Лекции | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Органические загрязнители окружающей среды, их влияние на живые организмы | Практические | 5 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Органические загрязнители окружающей среды, их влияние на живые организмы | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Основы экологического нормирования | ||||||
6.1. | Экологическое нормирование в экотоксикологии. Понятие предельно допустимой концентрации. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Экологическое нормирование в экотоксикологии. | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Токсикологическое нормирование. Процедура нормирования в разных странах. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шарлаева Е.А. | Экологическая токсикология: учебное пособие | Азбука, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Г. Занько, В. М. Ретнев | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов | М. : Академия, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://www.lib.asu.ru | |||
Э2 | 2. http://cld4b.tk/sitemap.ftm | |||
Э3 | 3. http://www.toxreview.ru/ | |||
Э4 | Курс в Moodle "Экологическая токсикология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов и презентаций. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом занятии в виде устного, конрольных работ, а также в форме дредставления докладов и презентаций. При изучении курса студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, уметь использовать данные современной науки, устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. Для контроля знаний по итогам изучения дисциплины предполагается проведение зачета. Зачет проводится в устной форме. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Зачет выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы. |