МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая токсикология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая токсикология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с проблемами химического загрязнения окружающей среды и влиянием разных групп экотоксикантов на живые организмы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ПК-15 владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основных представителей различных классов экотоксикантов, их строение, свойства, источники, пути миграции и трансформации;
- основные источники поступления вредных химических веществ в окружающую среду;
- глобальные экологические проблемы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды;
- теоретические основы влияния различных групп экотоксикантов на живые организмы;
- особенности влияния различных групп экотоксикантов на растения, животных и человека
3.2.Уметь:
3.2.1.- характеризовать основные группы экотоксикантов;
- прогнозировать возможные последствия влияния разных групп экотоксикантов на окружающую среду и живые организмы;
- применять знания об экологии животных, растений, микроорганизмов и человека при характеристике влияния экотоксикантов;
- прогнозировать последствия влияния различных экотоксикантов на живые организмы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- знаниями о методах отбора проб и анализа экотоксикантов в окружающей среде;
- знаниями о методах оценки качества окружающей среды и экологическом нормировании;
- знаниями об экологии животных, растений и микроорганизмов, обитающих в условиях загрязнения окружающей среды;
- знаниями об экологии животных, растений и микроорганизмов, обитающих в условиях загрязнения, для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологическую токсикологию. Основные вопросы экотоксикокинетики.
1.1. Экотоксикология, как научное направление. Общие пердставления о веществах-загрязнителях.Ксенобиотики.Основные классы токсичных веществ. Классификации вредных химических веществ Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.2. Источники появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде.Превращения токсичных веществ в окружающей среде. Поступления токсичных веществ в организмы.Основные этапы детоксикации ксенобиотиков. Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.3. Химическое загрязнение окружающей среды. Проблемы экотоксикокинетики. Практические 5 1 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные понятия экотоксикологии. Классификации вредных химических веществ. Химическое загрязнение окружающей среды. Проблемы экотоксикокинетики. Сам. работа 5 16 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Воздействие токсичных веществ на живые организмы
2.1. Воздействие вредных химических веществ на живые организмы. Понятие токсического эффекта. Адаптация к воздействию. Лекции 5 1 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.2. Воздействие загрязняющих веществ на живые организмы Практические 5 1 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.3. Воздействие загрязняющих веществ на живые организмы Сам. работа 5 10 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Токсичность химических веществ. Параметры токсичности
3.1. Токсичность химических веществ. Влияние факторов среды и свойств организма на степень токсического эффекта. Параметры токсичности: дозы, LD50; концентрации, время действия Лекции 5 1
3.2. Методы оценки токсичности среды Практические 5 4
3.3. Химико-аналитические и биологические методы оценки качества окружающей среды Сам. работа 5 8
Раздел 4. Неорганические загрязнители окружающей среды. Экологические последствия повышения их содержания в окружающей среде.
4.1. Газообраные экополлютанты Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.2. Тяжелые металлы Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.3. Неорганические загрязнители окружающей среды. Экологические последствия повышения их содержания. Практические 5 6 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.4. Неорганические загрязнители окружающей среды. Экологические последствия повышения их содержания в окружающей среде. Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.5. Глобальные экологические проблемы, вызванные химическим загрязнением окружающей среды Практические 5 4
4.6. Глобальные экологические проблемы, вызванные химическим загрязнением окружающей среды Сам. работа 5 10
Раздел 5. Основные группы органических токсикантов. Их влияние на живые организмы.
5.1. Ароматические углеводороды Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
5.2. Хлорорганические пестициды и полихлорбифенилы. Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
5.3. Диоксины и их производные – фактор техногенного загрязнения живой и не живой природы Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
5.4. Органические загрязнители окружающей среды, их влияние на живые организмы Практические 5 6 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
5.5. Органические загрязнители окружающей среды, их влияние на живые организмы Сам. работа 5 10 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Основы экологического нормирования
6.1. Экологическое нормирование в экотоксикологии. Понятие предельно допустимой концентрации. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
6.2. Экологическое нормирование в экотоксикологии. Практические 5 2 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
6.3. Токсикологическое нормирование. Процедура нормирования в разных странах. Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарлаева Е.А. Экологическая токсикология: учебное пособие Азбука, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Занько, В. М. Ретнев Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов М. : Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.lib.asu.ru
Э2 2. http://cld4b.tk/sitemap.ftm
Э3 3. http://www.toxreview.ru/
Э4 Курс в Moodle "Экологическая токсикология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов и презентаций. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом занятии в виде устного, конрольных работ, а также в форме дредставления докладов и презентаций. При изучении курса студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, уметь использовать данные современной науки, устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.
Для контроля знаний по итогам изучения дисциплины предполагается проведение зачета. Зачет проводится в устной форме. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Зачет выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы.