МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в педагогическую деятельность
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Введение в педагогическую деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение студентами системы категорий и понятий, раскрывающих сущность педагогической деятельности, особенности общей и профессиональной культуры педагога;
овладение методами профессионально-педагогического развития, анализа современных требований к уровню профессиональной компетентности педагога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы возникновения и развития педагогической профессии;
перспективы равиятия педагогической профессии;
природу педагогической деятельности;
структуру педагогической деятельности;
профессионально обусловленные требования к личности педагога;
виды педагогической деятельности;
структуру педагогической деятельности;
взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога;
сущность профессиональной культуры педагога;
уровни профессиональной культуры педагога;
аедагогические ценности;
понятие профессиональной компетентности педагога;
структуру профессиональной компетентности педагога;
требования стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога;
пути овладения педагогической профессией.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять социальное взамиодействие и реализовывать свою роль в команде;
управлять своим временем;
выстраивать и реализовывать траекторию своего личностного и профессионального развития;
взаимодействовать с участниками образовательных отношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями осуществления своей профессиональной деятельности в соотвествии с нормативными правовыми актами и нормами профессиональной этики;
способами разработки основных и дополнительных образовательных программ;
успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Общая характеристика педагогической профессии Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.2. Общая характеристика педагогической профессии Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.3. Профессиональная деятельность и личность педагога Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.4. Профессиональная деятельность и личность педагога Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.5. Общая характеристика педагогической деятельности Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.6. Общая характеристика педагогической деятельности Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.7. Гуманистическая, творческая, коллективная природа педагогической деятельности Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.8. Гуманистическая, творческая, коллективная природа педагогической деятельности Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.9. Основные виды педагогической деятельности Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.10. Основные виды педагогической деятельности Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.11. Структура педагогической деятельности Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.12. Структура педагогической деятельности Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.13. Задачная структура педагогической деятельности Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.14. Задачная структура педагогической деятельности Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.15. Профессиональная компетеность педагога Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.16. Профессиональная компетеность педагога Сам. работа 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.17. Профессиональная культура педагога Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.18. Профессиональная культура педагога Сам. работа 2 6 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.19. Педагогические ценности Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.20. Педагогические ценности Сам. работа 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.21. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.22. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Сам. работа 2 5 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.23. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.24. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 2 6 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.25. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы Практические 2 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.26. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы Сам. работа 2 6 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.27. Экзамен Экзамен 2 27 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
Л1.4 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. В. Сенько Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие М. : Дрофа, 2009
Л2.2 А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов (Учебное пособие) СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.3 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/652
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE " Введение в педагогическую деятельность" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3744
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.